Игра в эмиграцию": экономист, шахматист и журналист торжественно покинули нашу родину
Экономист Сергей Гуриев, торжественно оставшийся в "эмиграции", не создал тренд на массовый отъезд, но поднял много шума, на что и был расчет. За ним полуамериканец Гарри Каспаров, который и так жил в США большую часть времени, так же показательно "испугался" кровавых репрессий и на пресс-конференции в Женеве заявил, что в Россию возвращаться не собирается.
В СМИ это было подано как начало большой волны эмиграции, но, к сожалению, не все либералы или те, кто себя называют либералами, обладают средствами этих "политических изгнанников", и им осталось только сетовать, как ужасно поступили с их кумирами, и удивляться, как теперь в России без них жить. Это было бы смешно, если бы не так грустно – ведь никто не лишал их места работы, не запрещал печатать свои книги, ходить на митинги и выражать точку зрения, этим борцам за добро и справедливость хватило одного неофициального допроса, напугавшего, видимо, их так, что они собрали чемоданы. Причем, оба до последнего доказывали, что они "просто по делам в США" (Каспаров) и "просто в отпуске" (Гуриев).
"Появившиеся слухи о моей эмиграции и уходе из российской политики крайне удивили и опечалили меня. Я не смог ответить |Фото: wwwkommersant.ruсразу, поскольку находился в шоке от того, что заявление, подобное многочисленным фальшивкам, постоянно распространяемым кремлевскими пропагандистами, сегодня прозвучало из уст члена Координационного совета оппозиции и моего бывшего коллеги по руководящим органам движения "Солидарность" Ильи Яшина. - доказывал еще в апреле Каспаров. - Тем же, кто распространяет слухи о моей эмиграции и "политической смерти", я могу ответить словами Владимира Высоцкого: "Не волнуйтесь, я не уехал, И не надейтесь — я не уеду!"
А ведь верили, что не уедет! Хотя он и тогда уже — уехал. Складывается впечатление, что не допросы спровоцировали отъезд Каспарова и Гуриева (кстати, на допрос революционер Каспаров, доблестно укусивший в свое время стража порядка, приходить испугался), но их отъезд стал поводом для запуска "торжественной эмиграции". То, что они всегда жили на "два дома", ни для кого не секрет, государственная принадлежность этих граждан определяется с трудом, можно их назвать просто космополитами, без лишнего драматизма выбравшими себе легкую жизнь на любимом западе – тем более у Гуриева там и семья живет. Патетика же "ссыльных декабристов" появилась позже, когда стало ясно, насколько выгодно можно показать себя в свете геройского отъезда. Насчет Каспарова в СК разводят руками: мы его, мол, и не ловили, а он уехал. Представитель Следственного комитета Владимир Маркин подчеркнул, что у ведомства Александра Бастрыкина нет вопросов к Каспарову.
"Должен обрадовать Каспарова, а может быть, и огорчить его. Никогда он не вызывался на допрос в Следственный комитет ни в каком качестве, да и вообще не представляет никакого интереса для следствия", — сказал Маркин.
Но жестокость "кровавого путинского режима" можно посмотреть на примере того, что сделали с Сергеем Гуриевым в СК – ему пришлось несколько часов скачивать со своего компьютера данные для следователей. Что и говорить - 37 год, круги ада:
1.Было постановление суда об изъятии электронной почты и обыск у Гуриева в офисе с изъятием некоторых вещей.
2. При пересечении границы: "Пограничники проверяли мой паспорт гораздо дольше, копировали все страницы паспорта. Тот флаг, который стоит в системе напротив моей фамилии, очевидно, значит что-то серьезное, — делился со СМИ Гуриев, - Каждый раз, когда я выезжал или въезжал в Россию, пограничники менялись в лице".
Представляете? Копировали ВСЕ страницы паспорта и менялись в лице. Непонятно, как он пережил это? Не ровен час, ему, как Солженицыну, вручат Нобелевскую премию за страдания, которые он перенес. Слабеет революционный народ, считает, между тем, лидер "Другой России" Эдуард Лимонов. И действительно - если первая волна покидала страну, опасаясь физической расправы, вторая волна – когда люди не находили работы, были и так в "интеллектуальном" изгнании. И вот еще одна псевдоволна, когда лидеры оппозиционного движения не то что уезжают из России, скорее, просто не возвращаются со своей второй родины.
Ситуацию с экономистом-оппозиционером, жертвой режима комментирует в своем ЖЖ Эдуард Лимонов (пунктуация и орфография сохранены):
Эдуард Лимонов|
"Гуриев может давно хотел уехать за границу, к семье к жене и квартире, которая у него в Париже. А предлога не было.
А тут предлог образовался, вызвали на допрос.
Вообще вызов на допрос в России дело обычное. Я помню одно время меня повадились вызывать в московское ФСБ, чуть ли не после каждого моего интервью. Почему?
Потому что один депутат Госдумы повадился тогда писать в прокуратуру обращения с просьбой проверить мои интервью на предмет экстремизма.
Вот я и ходил, и следователи мне каждый раз объясняли, чтоб я на них зла не держал, это депутат такой.
Я не держал.
Потом, встретив как-то лидера партии, в которой состоял тот депутат, я попросил его по-дружески, пусть твой депутат от меня отзынет. Лидер мне пообещал и сдержал своё слово.
И допросы прекратились.
Вызвали на допрос к следователю, ну и что ?! Большое дело !
Это не смертельно, и вовсе не означает, что тебя посадят.
Однако Гуриев, как радостный заяц, убежал. Из него уже лепят икону".
Свои опасения Гуриев сторит на слухах и догадках:
"Я могу сказать только, что по тем слухам, которые до меня доходили, президент Путин и Дмитрий Медведев сказали, что мне ничего экономист Сергей Гуриев |Фото: не угрожает, - рассказал Гуриев СМИ, - Тем не менее, я также слышал, что Путин сказал, что он не может помешать Следственному комитету делать свою работу. Я такую позицию абсолютно уважаю, но в то же время я думаю, что в этой ситуации, когда Следственный комитет таким образом делает свою работу, для меня более комфортно жить за пределами Российской Федерации".
То есть Гуриев открыто признает, что гонения тут не политические, а просто идет расследование, по которому его могут привлечь, но главное - на западе жить комфортнее. А кому на западе жить не комфортнее? Вот, например, Олег Кашин тоже поддался модному течению на запад, живет в Швейцарии, и как принято - "как бы" отрицает это. О том, что Кашин эмигрировал, в своем блоге рассказал Лимонов, на что оппозиционный журналист потом нервно реагировал и на прямой вопрос Ленты.ру: "Ты эмигрировал?" - ответил "х.ировал" – в общем все отрицал. Тогда все набросились на Лимонова, мол, зачем он такие слухи распространяет. Но в открытых источниках есть интервью Афиши, в котором Кашин прямо называет себя деятелем русского зарубежья в изгнании:
кашин олег журналист коммерсанта|
"Кашин: Когда я сказал, что я за границей, вы как-то недовольно по этому поводу фыркнули. Почему?
Лимонов: Иронически. Я у вас сразу по очкам выигрываю. Лимонов сидит в душной Москве, как порядочный оппозиционер, а вы, как член координационного совета, забрались в Швейцарию.
Кашин: Ну почему, как член координационного совета? Как деятель русского зарубежья в изгнании. Вы же тоже были в изгнании.
Лимонов: А кто вас изгнал?
Кашин: Вы, Эдуард Вениаминович. А если серьезно, то год назад я не мог себе позволить на месяц уехать из Москвы, потому что я работал, а теперь даже не то, что не могу найти работу, а мне реально негде писать, нет места, о котором я бы даже мог пофантазировать, что вот — хочу там работать. И это лично для меня единственное ощутимое следствие того, что произошло на Болотной и после нее".
Брал Кашин интервью для русского журнала - то есть работа у него, грубо говоря, в России, платят ему здесь, а живет он там, где никому его колонки не нужны. Но, тем не менее (опять драматизм), он заявил, что в России не может найти места, но после этого заявления, как и Каспаров, Кашин абсурдно начал отрицать свой отъезд. Возможно, это была просто шутка, ирония такая "деятель русского зарубежья в изгнании", тогда вообще все становится понятно - люди ради смеха, может быть, играют в эмиграцию? А мы переживаем чего-то.
"Я выяснил об эмиграции Олега Кашина вот какие детали, – пишет в своем ЖЖ Лимонов позже. - Дело в том, что его жена, работающая в фирме "Проктор энд Гэмбл", получила назначение в Швейцарию и получила там квартиру. Кашин уехал к ней и намеревается раз в месяц приезжать в Москву.
Пока намеревается.
Сам он об этом не скажет, ему неудобно, потому что получается, что он экономический эмигрант, а не политический. За лучшей жизнью уехал, ну и за женщиной тоже".
Если это игра в эмиграцию, то это ситуация патовая.
Анатолий Вассерман |
Анатолий Вассерман, политолог и консультант для Накануне.RU:
- Что касается Каспарова и недавно торжественно эмигрировавшего Гуриева, то вспоминается классический анекдот про ковбоя Неуловимого Джо: он, как известно, не потому неуловимый, что никто его поймать не может, а потому что он и даром никому не нужен. Насколько я могу судить, преследовать самого Каспарова, в общем-то, не за что, потому что он, в отличие от Удальцова или Навального, даже и провокатором-то и не был. Он заблуждается совершенно искренне и в полном соответствии с моей давней фразой, что чем умнее человек, тем больше глупость, которую он в состоянии придумать.
Что касается Гуриева, то с ним расклад несколько иной, понятно, что за экспертное заключение в пользу Ходорковского его вряд ли можно всерьез преследовать, в частности, потому что не он один придерживался такого мнения, а довольно многие люди, в том числе и гарантированно не получавшие никаких денег за это свое мнение. Так что даже если Гуриеву и задавали вопросы о том, какие основания у него были для вывода в пользу Ходорковского, это еще совершенно не означает, что его могут за это заключение как-то наказать. Конечно, теоретически, эксперт несет ответственность за заведомо ложную экспертизу, но ключевое тут слово - заведомо. И, думаю, Гуриев знает это не хуже меня.
Другое дело в том, что в силу его служебного положения, он мог участвовать в разработке каких-то экспертных заключений по правительственным программам, несущим вполне конкретные выгоды вполне конкретным лицам и организациям. Он мог во вверенной ему Российской экономической школе поправлять состояние своего кошелька за счет общешкольного, потому что либертарианская экономическая теория, исповедуемая РЭШ, а также Высшей школой экономики и Академией государственной службы народного хозяйства – эта идеология отрицает само понятие общества как чего-то ценного. И в условиях отрицания все общественное рассматривается как бесхозное, а чего ж не подобрать того, что просто лежит?
Потому мы на собственном печальном опыте и на опыте США, где либертарианская экономическая теория возобладала последние десятилетия, можем видеть, что эта теория очень сильно способствует тому, что казнокрадство становится распространенным и даже не предосудительным занятием.
Главное, что можно сказать об этих эмигрантах, это поговорка, очень популярная на моей малой родине, Украине: "Семь лет мак не урождался, а голода не было". Если уедут Российская экономическая школа, даже не только с учителями, но и с учащимися, Высшая школа экономики, опять же со всеми теми, кому там успели замусорить голову либертарианством, телекомпания "Дождь" и еще несколько тысяч гордых представителей креативного класса – страна только вздохнет с облегчением. Потому что они наконец-то освободят место для тех, кто может и хочет заниматься настоящей экономикой и настоящим творчеством.
Полагаю, особо большой волны эмиграции все-таки не будет просто потому, что запад нынче экономный и склонен прикармливать далеко не всякого, кто своими деяниями чем-то вредит конкурентам запада. Вспомните хотя бы, что Березовскому в Англии предоставляли неограниченные возможности вкладывать свои личные средства в разные провальные антироссийские проекты, но так и не дали возможности поучаствовать в каком-либо доходном бизнесе. И сейчас примерно в таком же положении бывший президент банка Москвы Бородин, которому тоже разрешают тратить свои деньги на какие-то свежие антироссийские проекты, но не позволяют вложить их в реальный бизнес. Думаю, когда туда начнут эмигрировать люди, не располагающие такими денежными запасами, как Березовский и Бородин, то им вряд ли будут долго платить пособия или предоставлять работу. Так что вряд ли эмигрируют действительно многие. Гуриев исчерпает собой запас готовности запада платить антироссийским деятелям.
Видимо, и Гуриеву, и Каспарову надо было представить себя гонимыми и оскорбленными как раз ради того, чтобы надеяться на какую-то подкормку, но, опять же я не уверен, что им поверят, ну а тем, кто рискнет повторить их рассказы, не поверят вообще.
Елена Свитнева