СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Борьба за Арктику

Сообщений 21 страница 37 из 37

21

В Санкт-Петербурге открылся международный форум «Арктика: настоящее и будущее»

В Санкт-Петербурге открылся второй международный форум «Арктика: настоящее и будущее», который завершит работу девятого декабря. В его работе принимают участие полярные исследователи, представители власти, научных и деловых кругов. Как рассказали организаторы мероприятия, с приветственным словом к участникам форума обратился губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Он подчеркнул, что Санкт-Петербург может стать консолидирующим и координирующим центром реализации национальных приоритетов и защиты интересов страны в Арктике. Он добавил, что северная столица России обладает мощным научным и промышленным потенциалом, квалифицированными кадрами и многолетним успешным опытом изучения и освоения северных широт.
Губернатор добавил, что на заседании морской коллегии при правительстве России он высказал предложения по укреплению позиций страны, как ведущей морской державы, развитию отечественного арктического кластера. В этом вопросе его поддержал член Совета Федерации, специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, который сказал, что полярный совет, который будет координировать работу по изучению и освоению Арктики и Антарктики, необходимо создать именно в Санкт-Петербурге.
Член Совета Федерации Юрий Неёлов заявил, что вопрос создания на федеральном уровне специального органа, отвечающего за развитие Арктики, требует скорейшего решения. «Будущее России зависит от того, насколько эффективно и разумно мы сможем распорядиться природными ресурсами Арктики. Сейчас в Арктике по самым скромным оценкам сосредоточено двадцать процентов мировых неразведанных запасов нефти и газа. Более того, уже в ближайшие десятилетия именно ресурсы арктического шельфа России, составляющие сто миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте, будут играть основную роль на мировом энергетическом рынке», - отметил он.
Кроме того, парламентарий обратил внимание на то, что России принадлежит более пяти миллионов квадратных километров арктических территорий, из которых более четырех миллионов перспективны с точки зрения запасов нефти и газа. «У России есть все основания претендовать на расширение своих северных владений, поскольку имеет самый большой выход на Арктику, а значительная часть страны расположена в приарктическом регионе. С учетом значимости этой темы, нам необходимо как можно скорее принять закон «Об Арктической зоне РФ», определив состав российской части арктической зоны, закрепив особый статус этого региона, и всех тех, кто там живет и работает, а также методы экономического стимулирования развития этой территории», - считает Юрий Неёлов.
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проводится в Санкт-Петербурге под эгидой Ассоциации полярников России. В рамках форума состоится международный хоккейный турнир ARCTIC CUP среди любительских взрослых и юниорских команд стран Арктического совета.

0

22

Закон - это хорошо...Будет на что ссылаться

0

23

http://i062.radikal.ru/1212/a8/646f40f6f93e.jpg

По-гречески, Арктика означает «страна большого медведя». И эта холодная белоснежная шестая часть планеты привлекала отважных исследователей, которые с неимоверными трудностями проникали на ее территорию, наносили на карту ее острова и архипелаги. Смелые путешественники были представителями разных народов: Джон Франклин и Роберт Пири (американцы), Вильям Баренц (голландец), Нансен и Амундсен (норвежцы), Умберто Нобиле (итальянец) и многие другие. Среди них были и русские подданные: Федор Литке, братья Лаптевы, Владимир Русанов, Семен Челюскин, Георгий Седов.

И хотя в XX веке было сделано множество географических открытий, Ледовитый океан оказался малоизученным.

В советское время исследование и освоение Севера стало важнейшей государственной программой. В течение десяти лет (с 1923 по 1933) на арктических островах и побережье было построено девятнадцать полярных метеорологических станций. В 1937 году началось изучение Ледовитого океана с помощью дрейфующих льдов. Это были героические времена: в одну навигацию был пройден Северный морской путь, совершены перелеты через арктический полюс, работали экспедиции на ледокольных судах.

После 1945 года освоение Арктики не только продолжилось, но и значительно активизировалось. Ведь Арктика представляла собой удобный плацдарм для нанесения ракетного удара по территории РФ и для перехвата русских ракет. В целях недопущения использования Арктики противником, в Мурманске разместили базу атомных ледоколов, а также атомных подводных лодок, способных ходить под ледовым покровом и всплывать хоть на самом полюсе. В Арктике построили исследовательские базы и промышленные объекты. Кольский полуостров стал базой крупнейшего флота СССР - Северного.

После распада Союза все в одночасье рухнуло.

Начиная с 1991 года десять лет в Арктике не работала ни одна дрейфующая станция, ни один ученый не занимался сбором и обработкой информации об изменениях в Арктике. Тяжелое экономическое положение в стране прервало пятидесятилетний цикл исследований с дрейфующих льдов. Сейчас в Арктике работают более десяти международных экспедиций, в которых участвует и Россия.

http://ic.pics.livejournal.com/vasilymaximov/16409252/126538/126538_320.jpg

Но битва за Арктику продолжается, к счастью, мирными способами. Конкуренция очень обострилась также и из-за глобального потепления. Согласно заключению специалистов в течение ста лет освободиться от ледового покрова значительная часть Севера. Это позволит значительно снизить затраты по добыче полезных ископаемых в Арктике.

Россия пытается обозначить и закрепить за собой большую часть северного шельфа (практически до самого полюса). Основной довод властей РФ то, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются одним целым с российским шельфом, а, следовательно, эта территория должна отойти к России. Если доказательства будут приняты международным сообществом, то Россия прирастит к своим территориям 1,2 млн. км2 арктического пространства, богатого запасами углеводородов (по приблизительным подсчетам около 10 млрд. тонн условного топлива).

Аналогичные шаги предпринимают Дания, США и Канада, начав сбор доказательств с целью расширения своих северных зон.

Заметим, что с 1982 года правовой режим Арктики регулирует Конвенция ООН, которая закрепляет право каждой страны на континентальный шельф. Поэтому границы арктического шельфа до сих пор не определены. Конкурентами России на владение шельфом являются США, Канада, Дания и Норвегия. Весной 2008 года представители пяти арктических стран подписали документ, который обязывает их придерживаться существующих соглашений и не заключать новых договоров.

Но свои требования уже предъявили и другие государства, законно считая Арктику всеобщим достоянием.

http://s017.radikal.ru/i409/1212/e2/d6a461f6550a.jpg

В рамках международных обсуждений в адрес России высказываются претензии о плохом содержании своих северных территорий. В частности ставят в упрек то, что такой уникальный уголок Арктики, как Земля Франца-Иосифа, используется Россией для складирования нефтепродуктов, а северные острова захламлены.

После таких заявлений, Россия должна была принять меры по снятию подобных претензий. В 2011 году были выделены средства для обследования Земли Франца-Иосифа, а в 2012 году с острова вывезено 8 тыс. тонн отходов. Для сохранения уникальной арктической экосистемы потребуется около 10 лет для окончательной очистки территорий.

В тоже время, глава российского государства неоднократно заявлял, что страна имеет самые серьезные намерения относительно освоения Арктики. И что будут предприняты шаги по экономическому, инфраструктурному и военному освоению региона. Одновременно с этим, планируется решать еще одну важнейшую задачу - не допустить нанесения ущерба природному балансу Арктики.

Уже летом 2012 года на острова Арктики была направлена научная экспедиция, в которую вошли ведущие российские специалисты по геоморфологии, ландшафтоведению, зоологии, дистанционному зондированию, палеографии, краеведению, ботанике.
За время ее работы из 190 островов национального парка «Русская Арктика» обследовано 42. Участниками экспедиции проведена географическая инвентаризация островов. Оказалось, что некоторых из них не было даже на карте. Обнаружены следы землетрясений на островах Циглера и Вильчека. Зафиксированы изменения береговой зоны.
Измерена скорость вздымания островов. Обследованы края ледников, что позволило сделать предположения о траектории их движения и динамике их изменений в свете глобального потепления.

Руководитель экспедиции Мария Гаврило считает, что хотя Арктика хорошо изучена, северные острова хранят множество тайн. Она не согласна с общепринятой теорией, что Арктика является «зоной полярных пустынь», где преобладает голый грунт, камень и скудная растительность.
Ученые установили, что Арктика имеет богатую почву, зафиксировали существование множества растений и собрали уникальный гербарий. Орнитологи увидели птиц, ранее не наблюдаемые на этих территориях - утку-морянку и белохвостую чайку, провели учет крупных морских млекопитающих.
Большой удачей считается, что именно в районе Земли Франца-Иосифа сохранились уникальные популяции китов.

http://www.gazetakoroleva.ru/graphics2009/37_224.jpg

То, что Россия активизировала свою работу по исследованию Арктики, подтверждает намерение государства осваивать этот регион.

Российское присутствие в Арктике необходимо и для соблюдения геополитических интересов страны. В настоящее время начался раздел Мирового океана и каждая страна пытается любым способом закрепить за собой водные территории. Не только «арктическая пятерка стран» вкладывает свои денежные средства в изучение и сохранение экологии Арктики, большой интерес к этому региону проявили Япония и Китай.

Таким образом, генеральная уборка на арктических островах, проведение исследований, финансирование экспедиций являются составляющими общего плана российского правительства по закреплению влияния России в Арктике.
http://topwar.ru/21742-rossiyskaya-arktika.html

0

24

Арктический пирог. Стоит учесть разведанность месторождений российского куска. Потенциальная доля кубометров куда больше чем на картинке. По некоторым оценкам в российской части Арктики четверть мировых залежей углеводородов.
http://www.rg.ru/img/content/43/40/46/776_6.gif

Отредактировано Лектор (2012-12-06 13:42:06)

0

25

На самом деле все цифры по запасам очень условны.

По факту не только шельф но и побережье арктической зоны одно большое неисследованное белое пятно.
Чего далеко ходить, если только в 90-х годах было обнаружено месторождение медно-никелевых руд с включением платиноидов в 15 км от города, по запасам превышающее разрабатываемое сейчас Талнахское.
Обсчитаны запасы были только в прошлом году и сейчас будут готовится к разработке.

0

26

эх, открыть бы залежи не только платиноидов, но и какланоидов! Тогда бы зажили как люди! А щас што? Даже газа папийсят нету...

0

27

Возведение мостового перехода через реку Надым идет с 20% опережением плана

Строительство мостового перехода через реку Надым, являющегося частью огромного инфраструктурного проекта «Северный широтный ход», реализуемого ОАО «Корпорация Развития», идет ускоренными темпами. Работы ведутся буквально круглосуточно. Уже сейчас опережение плановых сроков составляет около 20%.

Современный проект мостового перехода будет объединять в себе железнодорожные пути и автомобильную дорогу. При этом пролеты будут держаться на общих опорах.

Как рассказывает генеральный директор компании-подрядчика строительства моста ООО «Мостострой—12» Виталий Дмитриев, данный мост станет крупнейшим искусственным сооружением транспортной инфраструктуры в Надымском районе. Его длина составит 1320 метров, а средняя пропускная способность — три тысячи автомобилей в сутки.

Уже на данный момент строителям удалось соорудить более половины опор, сейчас ведется монтаж пролетных строений.

«Недавно мы приступили к важнейшему этапу строительства — так называемой «надвижке» автодорожного пролета. Если коротко, технология такова: сегмент пролетного строения собирают и сваривают на специальном стапеле, а затем эта конструкция длиной 185 метров и шириной 10 метров надвигается на опоры, освобождая место на стапеле, где собирается следующий сегмент отрезка моста. И так, пока весь пролет, длиной более 1300 метров, не соединит берега Надыма»,— прокомментировал Виталий Дмитриев.

По его словам, на сегодняшний день строители идут с опережением графика примерно на 20%, а это означает существенную экономию бюджетных средств.

Стоит отметить, что стахановский темп работ никоим образом не сказывается на качестве возводимой конструкции. Помимо высококвалифицированного персонала «Мостострой-12» за реализацией проекта в ежедневном режиме следят специалисты известной инжиниринговой компании DB International, осуществляющей независимый технический контроль объекта.

Немецкие специалисты уже не раз выражали свою удовлетворенность как темпами, так и качеством возведения моста через реку Надым.

Педантичные немцы даже отмечали, что им нечасто приходится сталкиваться с такой эффективной организацией работы, особенно в столь сложной природно-климатической зоне.

Нельзя не отметить важность строительства железной дороги для развития этих территорий.

«Наверное, современному человеку, живущему в век ультра новых технологий, высоких скоростей и условных границ, сложно себе представить, что где-то еще нет элементарного сообщения между населенными пунктами, расположенными всего в нескольких десятках километров друг от друга. Жители с большим нетерпением ждут ввода моста, который свяжет Старый и Новый Надым. Сегодня с одного берега на другой можно перебраться только по «зимнику» в холодный период, а летом — паромом или баржей. Для автомобильного транспорта используются понтонные переправы, но они также имеют сезонный характер — демонтируются каждую весну и осень. Сооружения крайне ненадежные и даже опасные в эксплуатации. В период ледостава и ледохода — а это около двух месяцев — перебраться через реку просто невозможно. Через мостовой переход пройдет железнодорожная ветка Салехард — Надым, которая в дальнейшем станет частью Северного широтного хода. Когда по нему пойдут поезда, это будет просто огромный прорыв. Дорога обеспечит круглогодичное транспортное сообщение с Большой землей и существенно удешевит доставку грузов на Ямал — в том числе и тех, что будут необходимы для строительства новых масштабных объектов»,— рассказал Виталий Дмитриев

0

28

Пляцкое наше ТВ.....Везде что-то строится, жизнь улучшается - а на ТВ одни баньдюги и как изготавливать наркотики....

0

29

Москва, 23 ноября 2012 года – ОАО «ГМК «Норильский никель» (далее Компания или ГМК «Норильский никель») вчера подписало договор с подрядчиком на выполнение комплекса работ по реконструкции Усть-Хантайской ГЭС.

Строительство Усть-Хантайской ГЭС осуществлялось в период с 1963 по 1975 год. Первый гидроагрегат (станционный № 2) был пущен в эксплуатацию в 1970 г.. ГЭС является самой северной в мире гидроэлектростанцией. В рамках проекта ее реконструкции будет произведена замена всех семи гидроагрегатов машинного зала гидроэлектростанции.

Проект будет реализован в семь этапов. Первый пусковой комплекс после реконструкции будет введен в эксплуатацию в сентябре 2015 г., седьмой - в сентябре 2021 г. Назначенный срок эксплуатации каждого пускового комплекса составит 40 лет.

Реализация указанного проекта позволит увеличить мощность и КПД гидроагрегатов, повысит эксплуатационную надежность основного гидроэнергетического оборудования ГЭС.

Так, максимальный КПД гидротурбины после реконструкции вырастет с 88% до 95,1, http://www.kolobok.us/smiles/standart/dirol.gif  мощность гидроагрегата - с 63 МВт до 73 МВт, установленная мощность ГЭС – с 441 МВт до 511 МВт. Среднемноголетняя выработка электроэнергии за счет реконструкции поднимется с 2032 млн. кВт ч до 2147 млн. кВт ч.

Тендер по выбору подрядчика для проведения данных работ был объявлен 29 сентября 2011 года. Участие в нем приняли шесть международных консорциумов.

Итоги по тендеру были подведены 27 сентября 2012 года. Согласно протоколу Рабочей группы по проведению технико-коммерческих переговоров, победителем тендера было признано ОАО «Тяжмаш» в консорциуме с российскими компаниями ООО «Электротяжмаш-Привод», ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ДП ЗАО «Волга-СГЭМ», «Камспецэнерго», ОАО «НИИЭС» и украинским ООО «Гидротехпроект».

ГМК «Норильский никель» ответственно подходит к вопросам модернизации производственных фондов и инфраструктурных объектов. Развитию энергетических объектов уделяется отдельное внимание. Стратегией производственно-технического развития Компании на период до 2025 года, принятой Советом директоров 27 октября 2011 года, предусмотрено повышение эффективности и обеспечение надежности работы энергосистемы ГМК «Норильский никель» в результате реконструкции объектов генерации (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Усть-Хантайская ГЭС) и модернизации основного и вспомогательного энергетического оборудования.

Суммарный объем инвестиций в объекты энергетики до этого срока составит порядка 2,1 млрд. долл. США.

Отредактировано Orlangur (2012-12-10 23:43:33)

0

30

Хоть и часто бываю на УХ ГЭС, но этого честно не знал. :)

ЗЫ: Кстати, маленький северный город потребляет в год 2 млрд кубометров газа, хохлы удавились бы от такой расточительности. :)

0

31

Арктический пирог.

шо-то пиндосы выглядят там обделенными, не?
тривожна...

0

32

Олег $ написал(а):

Арктический пирог.

шо-то пиндосы выглядят там обделенными, не?
тривожна...

КанаТчиков подвинут. :)

0

33

http://files.adme.ru/files/news/part_43/434805/5230605-R3L8T8D-600-30.jpg
http://www.kolobok.us/smiles/standart/smoke.gif

0

34

РФ намерена открыть в Арктике спасательный центр

http://www.ec-arctic.ru/media/pic_middle/0/337.jpg

МЧС РФ планирует уже в этом году открыть на арктическом побережье России первый комплексный аварийно-спасательный центр, который будет базироваться в Дудинке (Красноярский край), сообщил РИА Новости во вторник представитель министерства. "МЧС продолжает работу по созданию системы обеспечения комплексной безопасности в арктическом регионе: в конце декабря аварийно-спасательное формирование появится в Дудинке", - сказал собеседник агентства.

Он уточнил, что всего в Арктике будет создано три крупных центра - в Дудинке, Нарьян-Маре и Певеке, где будут размещены основные силы и средства ведомства. Также планируется создать семь резервных баз для хранения аварийно-спасательной техники и оборудования. Они появятся в Мурманске, Архангельске, Воркуте, Надыме, Анадыре, Тикси и поселке городского типа Провидения.

По данным МЧС РФ, все работы на арктическом побережье должны завершиться к 2020 году. Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин предупредил, что Россия к середине XXI века может утратить суверенитет, если сегодня четко не обозначит свои национальные интересы в арктическом регионе.

В арктической зоне РФ размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных кораблей ВМФ, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера. Основным элементом арктической транспортной системы, обеспечивающей грузопотоки по всей протяженности береговой линии РФ в Северном Ледовитом океане, является Северный морской путь, который в перспективе может стать важнейшей международной транспортной магистралью
http://rus.ruvr.ru/2012_12_18/RF-namere … etom-godu/

0

35

Севморпуть бросает вызов Суэцкому каналу

http://www.tpp-inform.ru/userdata/2012/1355828730_1.gif


Северный морской путь, пролегающий вдоль полярного побережья России, становится все более оживленным транспортным маршрутом. За два года объем перевозимых по нему грузов вырос более чем в 10 раз, достигнув 1,26 млн тонн. В эту навигацию, закончившуюся во второй декаде ноября, через арктические моря было проведено 46 судов, успешно завершилась первая в истории перевозка сжиженного природного газа из Норвегии в Японию. Эксперты утверждают, что с использованием российского ледокольного флота уже сегодня возможна круглогодичная навигация по Северному морскому пути.

Сегодня Россия все более отчетливо делает ставку на развитие торгового мореплавания по Северному морскому пути. Преимущества налицо: путь из голландского порта Роттердам до японской Йокогамы сокращается на треть и дает заметную экономию на топливе и снижает расходы на фрахт, не говоря уже о выигрыше во времени. Сегодня на Севморпути, в отличие от Суэцкого канала, отсутствуют очереди на проводку, а также полностью исключается риск нападения пиратов.

Развитие Севморпути может сильно изменить расстановку сил на рынке морских перевозок, считает замдиректора российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов. Кроме того, это будет способствовать освоению огромных перспективных возможностей арктического шельфа, уверен он.

Но для развития этого транспортного коридора нужна конкретная программа, в том числе инвестиционная. Кроме того, развитие новых транспортных цепочек потребует решения ряда проблем, в том числе отработки таможенных процедур и снятия иных барьеров, кроющихся в российском законодательстве.

Сейчас в правительстве готовится законопроект, который позволит экипажам судов проходить по Северному морскому пути, не совершая административных правонарушений. Дело в том, что действующее законодательство требует от них прохождения пограничного контроля при каждом пересечении государственной границы России. Однако при совершении рейсов из портов Приморского края в морские порты Сахалинской, Магаданской областей, Камчатского края, Чукотского автономного округа суда вынуждены неоднократно пересекать государственную границу, не заходя при этом в иностранные порты и во внутренние воды иностранных государств. С начала 2009 года капитанов судов, совершающих такого рода рейсы, стали привлекать к административной ответственности.

http://www.tpp-inform.ru/userdata/2012/Sevmorput-200-1.gif

«Законопроектом предусматривается разрешение российским и иностранным судам, плавающим между портами или морскими терминалами Российской Федерации, а также убывающим во внутренние морские воды или территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля», – говорится в сообщении правительства.

Пока же вокруг Севморпути развернулась нешуточная чиновничья схватка. В конце июля президент Владимир Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути», и теперь местные администрации прилагают недюжинные усилия, чтобы представить свой регион наиболее походящим для размещения этого ведомства.

Заместитель министра транспорта Сергей Аристов, признав, что конкретного решения по вопросу размещения ведомства пока нет, отметил, что есть несколько заявок от регионов, которые хотели бы разместить у себя администрацию Севморпути. «По закону у этой администрации очень широкие полномочия», – сказал он.

Одним из претендентов является Архангельская область, и специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров не исключает, что выбор может пасть на нее. Однако, по утверждению Сергея Аристова, вопрос будет рассматриваться «с точки зрения интересов всей транспортной системы».

Администрация Севморпути будет принимать заявления на право плавания в его акватории, взимать плату за ледокольную проводку судна, осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов за ущерб от загрязнения либо другой причиненный ущерб, а также проверять обязательное наличие у них иного финансового обеспечения этой ответственности.

Подписанный президентом закон вводит и новое определение акватории Северного морского пути. Под ней теперь понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону страны и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада – меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар.

В настоящий момент проводку судов по Северному морскому пути осуществляют атомные ледоколы, находящиеся в ведении госкорпорации «Росатом». Это четыре двухреакторных ледокола «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», два однореакторных ледокола «Таймыр» и «Вайгач» с неглубокой осадкой, а также пять плавучих технических баз обслуживания.

Однако их число будет расти. На Балтийском заводе уже начата резка металла под строительство нового универсального атомного ледокола мощностью 60 мегаватт. Как сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Сергей Форафонов, он будет способен преодолевать лед толщиной 2,8 метра. Новый ледокол будет предназначен для эксплуатации в западном районе Арктики, в том числе в Баренцевом, Печорском и Карском морях, на мелководных участках Енисея и Обской губы. Ходовые испытания должны начаться в августе 2017 года, а ледовые испытания – в ноябре 2017 года.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ

0

36

Это против правил! Россия использует свое географическое положение, для подавления экономических инициатив третьих стран! Ганьба!

0

37

Арктика: льды тают, ледоколы растут

     У кого самый грозный ледоходный военно-морской флот в тот момент, когда в Арктике тает лед? В то время как площадь арктического морского льда продолжает уменьшаться, увеличивается площадь воды, свободной ото льдов, что обещает новые торговые пути и минеральные богатства, к которым до сих пор еще никто и не прикасался. А это может привести к изменению роли и задач военно-морского флота ряда ведущих стран мира.

http://www.vmestepobedim.org/wp-content/uploads/2013/01/30108.jpg

     Сокращение площади льда в среднем на чуть более 11% от его площади в течение десяти лет, по данным американского Национального центра по изучению снега и льда, откроет доступ к огромным запасам нефти, марганца, меди, кобальта, цинка и золота, к нетронутым районам для рыболовства и к появлению полярного судоходного коридора, который может вдвое сократить время на путешествие между Европой и Азией.
Поэтому Крайний Север является местом, имеющим растущее стратегическое значение.

     Военно-морское присутствие

     Гонка вооружений из-за претензий на арктические районы вряд ли возможна, но соображения престижа и демонстрация силы могут внезапно спровоцировать возвращение к «дипломатии канонерок» или к массированному развертыванию вереницы больших кораблей в этих широтах.
     Как отмечает научный сотрудник Норвежского института оборонных исследований Амунд Лундесгаард: не существует боевых ледокольных кораблей, и, насколько ему известно, нет никаких планов по строительству где-либо таких кораблей. Следовательно, военно-морское присутствие в Арктике будет сезонным еще многие десятки лет .
Однако во враждебном окружении военные корабли не являются единственным способом для какого-либо государства эффективно озвучить свою национальную позицию. Демонстрация силы в Арктике заключается не в боевых группах и системах вооружений, а в наличии флота поддержки и спасения.
     Конечно, вы увидите крейсера, которые будут заходить в арктические воды для показательных выступлений в те периоды, когда вода будет свободной ото льда.

     Но именно ледоходные возможности не боевого флота могут предоставить нам довольно ясное представление о том, как заинтересованные стороны видят будущее стратегическое значение этого региона. Вот тогда мы увидим, кто делает игру, а кому придется играть в догонялки.

http://www.vmestepobedim.org/wp-content/uploads/2013/01/%D0%A1%D0%A1.jpg

      Россия: решение проблемы

     Россия является одной из стран, четко решающих свои вопросы в Арктике. В «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года» этот регион объявлен представляющим основной стратегический интерес для страны. Приоритет, который придает сам президент Путин арктическим морским возможностям, вылился в масштабную программу финансирования строительства как подводных лодок, так и ледоколов, которую начала Москва.

     Государственная организация Росатомфлот и так уже использует только атомные ледоколы, которых нет больше ни у кого в мире, но существующий флот в скором времени будет снова пополняться, в первую очередь, за счет поступления первых ледоколов нового поколения класса ЛК-60.
Судно имеет 173 м (568ft) в длину и 34м (112ft) в ширину, то есть на 14 метров длиннее и на четыре метра шире, чем современные суда. Оно будет способно проходить сквозь трехметровые льды, а приводить его в движение будут два компактных малокипящих реактора под давлением «РИТМ-200″. Бюджет проекта 37 млрд рублей ($ 1,1 млрд). Строительство планируется начать в следующем году, и судно будет введено в эксплуатацию в 2017 году.

     Тем временем береговая охрана получит новые сторожевые корабли ледового класса. К тому же Москва продолжает подчеркивать свои амбиции ежегодными учениями Северного флота в Карском море. В этом году в нем участвовало более 7000 моряков и 20 судов, в том числе 250-метровый атомный крейсер ‘Петр Великий’.

http://www.vmestepobedim.org/wp-content/uploads/2013/01/news-wtdfRUTWR7.jpg

     США: плохо оснащены и «недостаточно подготовлены»

     Вашингтон, по крайней мере, до недавнего времени, смотрел на Арктику иначе. Так, в докладе Центра стратегических и международных исследований 2012 «Новая архитектура безопасности в Арктике; американская Перспектива», четко указано что США могут решать свои вопросы «за счет подряда любых иностранных коммерческих судов или аренды ледовых судов из Канады, России и Швеции».
Атомный подводный флот, очевидно, остается одним из основных активов, но военно-морской флот, кажется, явно желает получить свои надводные корабли такого класса, ведь ВМФ США передал свой последний ледокол береговой охране США еще в 1966 году. Береговая охрана сама в настоящее время имеет только один рабочий ледокол, средних размеров «Хили» .

     К началу 2013 года к «Хили» добавят тяжелый ледокол — возвращенный в строй после ремонта и модернизации. Начаты работы по проектированию нового тяжелого судна. Ожидается, что контракт на производство работ будет выполнен в течение пяти лет.
Военно-морские учения «Northern Edge» происходят каждые два года в заливе Аляски. Флот США редко заходит в арктические воды, и такое отсутствие технических возможностей в настоящее время вызывает тревогу, в особенности после того, как в 2011г. во время игровой симуляции боевых действий в этих местах стало ясно, насколько плохо оснащена самая могущественная в мире военно-морская держава. В докладе, сделанном специалистами Военно-морского колледжа по результатам учений, говорится, что отсутствие у ВМС США ледоходных кораблей, вспомогательных мощностей и надлежащих средств связи делает его «недостаточно подготовленными для проведения устойчивых морских операций в Арктике».
Тем не менее, по мнению того же Лундесгаарда:

      «ВМС США, похоже, не слишком озабочены наращиванием своей военной мощи в этом регионе. ВМС США не предпринимает каких-    либо значительных усилий для увеличения своего присутствия в этом районе, и я не вижу доказательств того, что в ближайшее время такая ситуация изменится».

     Канада: четкая политика

     Канада с ее политикой сосредоточения на четырех поставленных целях в Арктике – обеспечения суверенитета, социально-экономического развития, управления и защиты окружающей среды, придает Арктике такой же огромное значение, как и Россия.
В практическом плане это выражается в основной программе финансирования модернизации канадского военно-морского флота, береговой охраны и возрождения флота — в том числе выделение около $ 33 млрд на 30 лет для строительства 28 новых судов.
В проект будут включены порядка шести или восьми арктических патрульных кораблей и новый ледокол, что увеличит существующие возможности страны для навигации во льдах.

     Норвегия: демонстрация военно-морской мощи

     По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере: «Крайний Север является наиболее важным стратегическим приоритетом во внешней политики Норвегии», — и чтобы поддержать его слова, Осло выделил ресурсы и увеличил свое военное присутствие в этом регионе.
     Пожалуй, самым громким примером этого является ежегодное появление в этих местах по крайней мере одного из крупнейших судов военно-морского флота Норвегии. В этом году — это самый современный военный корабль «KNM Тур Хейердал», который намеренно зашел в территориальные воды вокруг Шпицбергена и острова Медвежий, чтобы продемонстрировать норвежский суверенитет в этом регионе.
Последний из пяти фрегатов, построенных в период между 2006 и 2010 годами, обошелся стране в NOK 21 млрд ($ 3,7 млрд.). Строительство нескольких боевых судов стало крупнейшей инвестицией в норвежскую оборону на сегодняшний день. При этом поддержание своего господства на Крайнем Севере, как говорят, сыграло большую роль при принятии решения о закупках.

     Другой вид Холодной войны

     Наращивание военной мощи вызвало спекуляции в некоторых СМИ по поводу перспектив международного конфликта, особенно после того, как Россия лихо установила свой флаг на морском дне в 2007 году. Однако в таких действиях, похоже, нет ничего зловещего, это всего лишь желание арктических стран отслеживать ситуацию вокруг недавно открывшихся для судоходства вод.
Лундесгаард согласен с этой точкой зрения. Три года назад он говорил, что потенциал для вооруженного конфликта в регионе был «довольно ограниченным», главным образом потому, что фактических споров вокруг собственности на арктические ресурсы слишком мало. Сегодня он по-прежнему придерживается того же мнения.

     Он указывает на историческое соглашение между Норвегией и Россией в сентябре 2010 года, которое разрешило давний морской пограничный спор к удовлетворению обеих стран. «Это показывает, что Россия хочет решать вопросы мирным путем».
Это желание, конечно, подкреплено впечатляющим ледокольным флотом, которым обладает сегодня Москва.

     Похоже на то, что в этот раз Холодная война приобретает другое лицо, пока выигрывает в ней Россия.

http://aftershock-2.livejournal.com/243288.html

0