Как известно, важнейшим из искусств для нас является телевизор. Ну, и кино ещё. А когда кино в телевизоре – это искусство уже архиважнейшее. С каким бы уважением мы ни относились, к примеру, к интернету, вектор в национальном информационно-культурном пространстве по старинке задаёт-таки именно телевизор.
И именно телевизор, а никакие не блоги «патриотов» или «западофилов», определяет массовое представление о том, что для нас конкретно сегодня, в 2013 году, День Победы.
Так вот, уважаемые читатели, мы сегодня присутствуем при замечательном, не побоюсь этого слова, событии. И событие это – сетка вещания федеральных каналов на 9 – 10 мая. Она непривычна.
Ни сегодня, ни завтра нас не потчуют никакой русофобской «художественнойЪ правдойЪ» типа пресловутых «Цитадели», «4 дня в мае», «Служу Советскому Союзу» и прочих «Сволочей», как это было ещё в прошлом году и многие годы раньше. Ни сегодня, ни завтра нас не потчуют порнушным «документально-творческим переосмыслением», как это было совсем недавно – в годовщину Сталинградской битвы.
Как отрезало.
Может, было на сей счёт специальное указание демонического Путина – нам о том не известно. Однако факт налицо: экран в эти дни не воняет.
И в то же время начальники телевизора не стали отбояриваться от зрителя (или от пресловутого Путина) дежурным «нате вам вашего Штирлица – и подавитесь». Это было бы то самое омертвление Дня Победы, вколачивание его в прошедшее время, о котором пишет на «Однако» Виктор Мараховский.
Нет, сделано по-другому – то есть по уму.
В телепрограмме этих дней заботливо скомпонованы в единое целое разные жанры и эпохи нашей культуры: документалистика соседствует с военными песнями Владимира Высоцкого, советская киноклассика – с современными фильмами. Да, многие сляпанные по профессиональным и идеологическим шаблонам «нулевых» сериалы бледнеют рядом с «Освобождением» и «В бой идут одни старики» (даже крашеными). Однако, во-первых, в эти дни современное киноискусство чуть не впервые демонстративно и наглядно погружено в единую русскую культурно-историческую среду – из которой оно, по идее, и должно произрастать. И, во-вторых, даже в таких условиях у нас есть и «Мы из будущего», и «На безымянной высоте», и римейк «Звезды», – значит, и юная кинопоросль вполне себе может присмотреться и научиться.
И всё у них получится. Ведь в эти же дни – так уж совпало – за пределами телеэфира, в российских кинозалах гордо реет ещё и «Легенда №17». Откуда берётся правильное кино с правильным содержанием и какова в этом роль Путина, режиссёров и рядовых граждан, мы с вами поговорим в другой раз.
А пока что есть все основания оценить телеДень Победы с чувством сдержанного удовлетворения: да, мы ещё далеко от нашего Берлина, но Ельня всё-таки есть. Вот разве что хоккеисты подкачали – но за это телевидение не в ответе.
P.S. И особенно приятно коллективу «Однако», что именно на эти дни пришлась и телевизионная премьера (10 мая в 18.40 на Первом канале) фильма «Матч», о котором мы так много говорили год назад. И это – тоже составляющая правильного вектора в информационно-культурной среде.