Мне скинули ссылку в социальных сетях на сайт Львовского автомобильного завода. Или проще, по советскому, — ЛАЗа. Моему удивлению и негодованию не было предела. На предприятии анонсирована целая линейка автобусов под брендом Lemberg.
Мне сложно уже чему-либо удивляться за 22 года грёбаной «незалэжности», но это из области абсурда.
Дело в том, что днём рождения Львовского автобусного завода является 21 мая 1945 года! На второй неделе после Великой Победы!
13 апреля 1945 года было принято правительственное постановление о создании во Львове автосборочного завода, а 21 мая определены меры по его строительству.
В 1949 году постановлением Совмина СССР будущему заводу предписывается освоить производство электромобилей и автобусов.
ЛАЗ занимал в СССР нишу производителя автобусов среднего и большого класса для пригородных, междугородных и туристических перевозок. Он стал лидером производства автобусов в Советском Союзе.
Около 10 лет, в сложнейшее для страны время, завод выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы. В 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый автобус ЛАЗ-695, и с того момента начался их серийный выпуск. Для разработки этой линейки ЛАЗов советская власть закупила лучшие образцы самых современных европейских автобусов — «Магирус», «Неоплан», «Мерседес».
Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. В итоге получился один из лучших автобусов данного класса на то время. Стоит отметить, что на Западе существовала целая программа по модернизации своего транспорта. И как только наш ЛАЗ стал звездой, уже зарубежные ведущие производители выкупали нашу продукцию, разбирали ее по винтикам, дабы улучшить свои конструкции.
Многие, наверное, еще не знают, что с 1961 года и по настоящее время ЛАЗ является основным производителем специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и космодром Байконур. Гордость!
Лучшие в СССР — так оценивались автобусы, произведённые «Львовским автобусным заводом». Надёжный в эксплуатации, неприхотливый в обслуживании, обладающий высокой проходимостью, комфортабельный «ЛАЗ» можно было видеть практически во всех климатических зонах бывшего Союза. И еще одна важная деталь: советская власть дала название автобусу «Львів» сугубо на украинском языке, стильными, красивыми буквами.
В 1979 году завершилось сооружение нового головного корпуса завода. Его площадь превышала все другие производственные площади вдвое. Это позволило развернуть выпуск нового городского автобуса ЛАЗ-4202.
В 1980-е годы «ЛАЗ» стал самым крупным производителем автобусов в Европе. Здесь могли выпускать до 15 тыс. машин ежегодно.
1981 год. С конвейера сошел 200-тысячный автобус.
1984 год. С конвейера сошел 250-тысячный автобус. Начат выпуск среднего пригородного автобуса с дизельным двигателем ЛАЗ-42021.
1986 год. Начат выпуск автобуса ЛАЗ-695НГ с применением газового топлива.
Комфортные салоны ЛАЗа
1988 год. За год выпущено рекордное количество автобусов — 14646 штук.
1991 год. Начат выпуск новых междугородных автобусов ЛАЗ-42071.
После 1991 года объёмы производства автобусов на ЛАЗе сильно сократились. Если в 1989 году было выпущено 14200 машин, то в 1999-м — всего 234, то есть в 60 (!) раз меньше.
Кстати, после развала Союза появился полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства совершенно новых моделей, которое получило название НЕОЛАЗ. Аэропортные автобусы с низкой посадкой были оборудованы двигателями Ярославского моторного завода.
ЛАЗы действительно называют легендой автопрома СССР. Я и сегодня, колеся по стране, вижу на дорогах между райцентрами эти трудолюбивые лошадки, которые преодолели все мыслимые и немыслимые технические барьеры — и моторесурсы за миллион, и кузов, который неубиваем.
Но вернемся к ЛАЗу сегодняшнему. И к модели, которую обозвали Lemberg (немецкое название Львова), на заводе, созданном Советской властью в год и месяц Победы.
На официальном сайте компании, которая пишется уже на английском языке, читаем: «Lemberg — принципиально новый, современный туристический полутораэтажный автобус XXI века. Приятно быть его владельцем, легко им управлять, комфортно в нем путешествовать. Lemberg — это надежный источник дохода, на долгие годы».
И у меня теперь из всего написанного два вывода. Вывод первый. Не было бы победы советского народа и советской армии в Великой Отечественной войне — не было бы не то что таких «умников» из Лемберга, но и самого Львова и автопредприятия-гиганта, созданного советской властью.
Вывод второй. Для меня гордый ЛАЗ, советский ЛАЗ, как и для миллионов других моих соотечественников на всей одной шестой части суши, всегда останется легендой, нежно называемой «лазик». Для тех же, кто под дудку западных кукловодов и «национал-свидомых» придурков лезет в «Эвропу», как и их предки, которые веками привыкли лежать то под поляками, то под литовцами, то под немцами, я нашел в словаре и другое словарное толкование трех букв: Лаз (мужского рода) — узкое, тесное отверстие для прохода куда либо...
http://www.vremia.ua/rubrics/sobytiya/3599.php