Поставки казахских энергоносителей на Украину следует согласовывать с Россией
Сергей ЛОЗУНЬКО

В феврале 2012-го, на фоне очередных неудачных «газовых» переговоров с Россией, украинская власть порадовала публику рядом идей на указанную тему. Так, пресс-секретарь Николая Азарова Виталий Лукьяненко заявил, что в случае отказа «Газпрома» от транзита газа через Украину «...труба освобождается, это означает, что через нее можно будет прокачивать среднеазиатский и азербайджанский газ, и такими проектами можно будет заниматься» (25.02.2012).

Комментируя эти изначально нереальные планы, мы отмечали, что у Юлии Владимировны — собиравшейся в свое время строить «Белый поток» — появились достойные сменщики по части фантомных прожектов.

Мы писали: «Получить доступ к среднеазиатскому газу без России — утопия. И на сухопутный транзит (непосредственно по российской территории), и на гипотетический морской (транскаспийский) необходимо будет заручиться согласием Москвы. Но станет ли та содействовать транзитному проекту, выступающему конкурентом «Южного потока» и других российских маршрутов поставки газа в Европу? Ответ очевиден... Таким же фантомным с точки зрения транзита в Европу по украинским магистральным газопроводам является и азербайджанский газ. С недавних пор Киев предпринимает попытки превратить азербайджанский газ в альтернативу российскому в том, что касается поставок на внутренний (украинский) рынок через СПГ-терминал. И пока безуспешно. Хотя речь идет о таких скромных объемах, как 5 млрд. кубов в год...

...С учетом того, что к 2015 г. Азербайджан намерен выйти на уровень добычи 28 млрд. кубов газа, не только не приходится говорить о транзите азербайджанского газа в Европу украинскими ГТС, но под вопросом даже его поставки на рынок Украины... Даже если предположить фантастический вариант — что весь азербайджанский газ направлялся бы в Европу по нашей ГТС, — и в этом случае очевидно, что объемы недостаточны. Украинская ГТС (рентабельная работа которой обеспечивается при транзитных объемах 50—

60 млрд. кубов) работала бы себе в убыток. Таким образом, вышецитированный прожект использования украинской трубы (в случае отказа России пользоваться украинским транзитным маршрутом), озвученный пресс-секретарем украинского премьера, есть не что иное, как превращение ГТС Украины в аналог нефтепровода «Одесса—Броды» (подробнее см. «Одесса—Броды»-2», «2000» // №10(597), 9—15.03.2012).

Пройдет чуть больше года и Азаров признает как нереальность своих идей, так и справедливость дававшихся нами оценок. Николай Янович прямо раскритикует собственные планы касательно диверсификации импорта газа и загрузки украинской ГТС «нероссийским» транзитным газом. В интервью международной телекомпании «Мир» 25 марта он заявит: «Что означает для нас получать газ из Азербайджана? Надо либо прокачивать его по газопроводам через территорию России, либо строить один завод по сжижению газа, второй — по разжижению и закупать танкеры для перевозки. Это громаднейшие затраты».

Источник в украинском правительстве, комментировавший по просьбе «Коммерсант-Украина» (26.02.2013) высказывания премьера в упомянутом интервью, добавит, что «на поставки из Средней Азии в министерстве тоже не рассчитывают — рычагов влияния, которые позволили бы заставить Россию пропускать по своей системе газопроводов туркменский или азербайджанский газ, не существует».

Казалось бы, давно пора прекратить носиться с неосуществимыми проектами диверсификации поставок газа на Украину (а равно заполнения украинской ГТС «нероссийским» газом) и работать в направлении ускоренного достижения договоренностей с Россией. Но нет. Украинским высокопоставленным чиновникам, видимо, нравится раз за разом ставить себя в смешное положение.

Развеяв один свой фантом, Николай Янович тут же соорудил другой. 2 апреля в ходе встречи с первым заместителем главы правительства Республики Казахстан Бакитжаном Сагинтаевым наш премьер-министр высказался за возобновление прямых поставок казахских углеводородов на Украину. «Мы настроены на расширение сотрудничества в области использования транспорта, в частности и трубопроводного. Я думаю, что в этом также заинтересован Казахстан, ведь у него есть достаточные запасы газа и нефти, и он мог бы торговать с нами не только через Российскую Федерацию, но и напрямую, как это было до 2005 года. Это будет отвечать интересам Казахстана и Украины», — заявил Азаров. Что ответил казахский чиновник на это «заманчивое» предложение — не сообщалось. Возможно, г-н Сагинтаев просто тактично промолчал — дабы не ставить в неудобное положение главу Кабмина?

На самом деле и здесь Николай Янович не оригинален. Если его идеи годичной давности давали основания для параллелей с «Белым потоком» Тимошенко, то теперь впору вспомнить о провальных «казахских» прожектах Виктора Ющенко — которые, судя по всему, вознамерился возродить г-н Азаров.

Практически все то, о чем 2 апреля 2013-го говорил Николай Азаров на встрече с казахским правительственным чиновником, озвучивал еще Ющенко в ходе своего официального визита в Астану 30—31 мая 2005 г. Тогда на фоне возникших сложностей в отношениях с Россией Виктор Андреевич пытался было обойтись без российских энергоносителей за счет договоренностей с Казахстаном.

Но получил четкий и однозначный ответ от Нурсултана Назарбаева: «Вопросы, касающиеся транспортировки энергоносителей... они у Казахстана есть. Реально можно их поставлять даже сегодня... такие условия есть, но эти вопросы надо четко понимать, надо решать вместе с Россией». «Ездить и транспортировать все это придется через Россию, оба мы (Ющенко и Назарбаев) это понимаем», — добавил казахский президент.

Тогда же в качестве способа решить указанные проблемы Нурсултан Абишевич назвал участие Украины в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). «Как раз Единое экономическое пространство, если мы примем документы, касающиеся тарифов и транспорта, эти вопросы решает» (4vlada.net).

Последнее высказывание Назарбаева — к воспоминаниям Николая Азарова о том, «как это было до 2005 года». От себя добавим и почему так было — потому что «до 2005 года» Украина находилась в процессе формирования ЕЭП.

18 ноября 2005-го в ходе официального визита в Киев (в т. ч. во время выступления в Верховной Раде) президент Казахстана настаивал на необходимости участия Украины в ЕЭП — если она хочет для себя преференций в вопросах поставок и транзита энергоносителей.

Такой же неудачей завершились и все последующие попытки Ющенко втянуть Казахстан в антироссийские энергетические игрища. Можно вспомнить, к примеру, провальный энергетический саммит в Кракове от 11 мая 2007-го. На это сборище был приглашен и президент Казахстана, но демонстративно его проигнорировал. А 10 мая 2007-го, накануне Краковского саммита, Назарбаев заявил: «Казахстан привержен тому, чтобы большая часть, если не вся, наших энергоресурсов шла через территорию России» (см. «Провал краковской авантюры» // «2000», №20(366), 18—24.05.2007).

Совершенно очевидно, что и теперь позиция Казахстана будет прежней: вопросы, связанные с возможными поставками казахских энергоносителей на Украину следует согласовывать с Россией. И потому, что иначе как транзитом через российскую территорию это сделать невозможно. И по причине того, что поставки казахских энергоносителей Украина пытается сделать одним из аргументов в ходе энергетических споров с Москвой. Учитывая характер российско-казахских отношений, которые идут гораздо дальше просто стратегического партнерства, по сути это союзнические отношения (через совместное участие в ТС и ЕЭП, ОДКБ, ШОС) — есть все основания считать, что Казахстан не станет принимать никаких решений без учета позиции России.

Пока украинская власть витает в энергетических эмпиреях, Москва задумывается о дополнительном расширении транзитных возможностей газопроводов, идущих в обход Украины. Не далее как 3 апреля Владимир Путин поручил руководству «Газпрома» вернуться к проработке вопроса о строительстве второй ветки газопровода Ямал—Европа для поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию.

К слову, не далее как 11 декабря 2012го агентство «БЕЛТА» сообщало, что Александр Лукашенко поднимал эту тему на переговорах с Алексеем Миллером. «Они сегодня думают о том, чтобы построить другую ветку газопровода Ямал—Европа... Вся инфраструктура, все фундаменты под вторую трубу заложены. Это не Северный и Южный поток, это копейки, чтобы построить вторую трубу. Мы с Миллером обсуждали проблему. Он мне сам сказал, что они начали думать о том, что вся инфраструктура есть, перекачивающие станции построены — все, только трубу проложить: «Мы думаем о том, чтобы построить, сегодня ведем разговор с Польшей, странами Балтии, прочими, мы сможем обеспечить их дополнительно природным газом», пересказал Лукашенко свой разговор с главой «Газпрома».

Алексей Миллер со своей стороны заметил, что «сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу Ямал—Европа-1 является самым экономически эффективным». Он уточнил, что газотранспортная система Белоруссии находится в собственности «Газпрома», соответственно, «для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям». «Анализ рынка показал, что мы могли бы ориентироваться на 15 миллиардов кубометров газа», — добавил Миллер.

Само собой, реализация данных планов будет означать для Украины «облегчение» ее транзитного потенциала на указанные 15 млрд. кубов.

В ближайшее время может быть подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и Europolgaz (компания, владеющая польским участком газопровода Ямал—Европа: 48% у «Газпрома», 48% у польской PGNiG, 4% — у польской Gas-Trading) о строительстве второй нитки указанного газопровода.

И хотя в первых комментариях относительно возможного строительства Ямал—Европа-2 польские власти особого энтузиазма не явили, тем не менее новая ветка газопровода, пролегающая через польскую территорию — это дополнительные доходы для PGNiG и польского бюджета, новые рабочие места. Кроме того, сей «скепсис» со стороны чиновников из Варшавы может быть связан с желанием выторговать у «Газпрома» те или иные преференции в обмен на свое «добро». Например, как и Украина, Польша тоже постоянно жалуется на «слишком дорогой» российский газ.

В заключение отметим, что, согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, транзит природного газа по украинской территории продолжает сокращаться. Так, в феврале прокачка газа по нашей ГТС уменьшилась на 25,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе—феврале 2013-го транзит газа составил 13,434 млрд. кубов — что на 24,3%, или на 4,309 млрд. кубов меньше, чем за тот же период 2012 г.

Таким образом, времени для бесплодных фантазий у представителей официального Киева все меньше и меньше. Пора принимать решения, которые бы открывали дорогу созданию двустороннего украинско-российского газотранспортного консорциума.
Голосование
-3 : 338+
Сергей ЛОЗУНЬКО