Уровень когнитивного диссонанса в Украине зашкалил и угрожает перерасти в массовую шизофрению. Если верить средствам массовой информации, то в стране уже вовсю бушует революция, особенно в интернете. Если выйти на улицу или просто выглянуть в окно, то налицо кондовый стабилизец эпохи “покращення”. Ну, не видно ни малейших признаков не только революции, но даже намеков на революционную ситуацию! Не считать же революцией кухонную ругань...
Как и всё в этом мире виртуальная революция разделилась на две части. Первую из них типа поднимают “революционеры в законе” из числа штатных оппозиционеров. У этой “революции” есть напыщенно-претензионное название “Восстань, Украина!”, что в украинском варианте звучит как “Повстань, Україно!”, а также имеется точная дата и место начала революционного действа — 14 февраля 2013 года от Рождества Христова, город Винница. Об этом заявил “главный революционер нашего хуторка” Арсений Яценюк, чем вызвал смачное ржание досужей публики... Но смеяться здесь нечему, скорее впору плакать, о чем далее.
Но есть и несистемные революционеры, этакие местечковые “карбонарии”, которые, аки те “буревестники революции” у Горького, угрожают, что “на горе всем буржуям мировой пожар раздуют”. Делается, это, как нынче модно, в интернете на некоторых сайтах, которые хоть и являются, в отличие от других, ярким образчиками занимательного и познавательного чтения, но не более того. Как и в первом случае, досужая публика смачно ржет вместе с упомянутыми буржуями, коим якобы грозит смертельная опасность.
Похоже, штатные и внештатные р-революционеры абсолютно не понимают, что из себя представляет революция. Не понимают, что революция, необходимость которой уже давно назрела и перезрела, — это, на самом деле, “не есть хорошо”, а наоборот — “есть очень даже плохо”, что известно любому мало-мальски грамотному революционеру, если, конечно, у него нормально с головой. Не понимают, что настоящая революция — это, на самом деле, не излияние благородного гнева, а бандитизм и деградация общества. Не понимают, что настоящая революция — это не смена декораций, кроватей и личного состава в политическом борделе, а коренная ломка социального уклада. Не понимают, что.. . Да они вообще ни х...ра не понимают!
* * *
Итак, парламентская оппозиция в лице Арсения Яценюка и Олега Тягнибока объявила о начале всеукраинской акции протеста “Вставай, Украина! “. Таких акций за последние годы было великое множество, но на сей раз очередному постановочному шоу был придан революционный окрас, очевидно, по причине участия в этом мероприятии Тягнибока и его “Свободы”, усердно изображающих из себя пламенных национал-революционеров. В качестве главных задач действа было названо не только досрочное прекращение полномочий Януковича (а не чего было его к этим полномочиям допускать в 2010 году! — Авт.), но также формирование “революционного актива для более решительных действий”. Что имелось в виду под последней таинственной фразой, с лёту понять не удалось, очевидно, по причине умственной недостаточности, но Тягнибок все объяснил, о чем далее.
Провластные политиканы загалдели о том, что никакой угрозы для действующей власти они в этой потешной революции не видят. В то же время, истинные революционные карбонарии, отозвались в интернете из своих тайных нор, вполне справедливо изрыгая проклятия в адрес официальных оппозиционеров типа Яценюка с Тягнибоком, обвиняя их в том, что они — мерзавцы этакие! — дискредитируют само священное понятие революции. К тайным революционерам присоединяются и так называемые эксперты, которые везде лезут со своими “гунявыми” комментариями, чтобы как можно более поднять продаваемость своих услуг, т.е. свою продажность.
Такая суета делает абсолютно не нужной разного рода спецслужбы, тайные полиции, НКВД-КГБ и прочее гестапо. И новоявленные Зиновьев с Каменевым не нужны, чтобы подло раскрыть революционные замыслы большевиков. А зачем, если есть “Кролик Сеня” и его верный друг “Пятачок-Тягнибок”, которые все сами рассказывают в подробностях.
Вот они и рассказали, что всеукраинская акция “Восстань, Украина! “ начнется 14 марта в Виннице. Цель акции — снискать “поддержку улицы”, “поднять народ”, “пошатнуть устои” и так далее. Для расшатывания оных у официальных карбонариев, по их словам, есть чудодейственный инструмент. И это не винтовка, не пулемет, не крейсер “Аврора” и не броневик, как у Ленина на Финляндском вокзале. Это закон об импичменте Януковича, каковой уже готов, но провести его через парламент пока нет возможности из-за того, что власть имеет там большинство, пусть и очень шаткое.
Для этого, по словам пламенного революционера Тягнибока, свое слово должна сказать улица. Этот галицкий Буонапарте нарисовал картину: миллионы возмущенных граждан под руководством вождей из оппозиции окружают здание Верховной Рады, провластные депутаты с перепугу “делают в штаны”, принимают закон об импичменте, который тут же подписывает с большого перепугу Янукович, а уже через пару дней на основании этого закона Януковича лишают не только полномочий, но и Межгорья. В реальность такого сценария может поверить только законченный идиот!
После Винницы следующий митинг оппозицией запланирован на 15 марта в Ужгороде, где в этот день праздновалась 74-я годовщина провозглашения Карпатской Украины, а уже 16 марта акция запланирована во Львове. Затем запланирован перерыв на выходные дни... Не, ну а какая, на фиг, революция без выходных и обеденных перерывов?!
Затем с 19 по 22 марта акций не будет, поскольку депутаты будут заняты блокированием трибун в Верховной Раде во время плановой сессионной недели. Как только последняя окончится, оппозиционные карбонарии немного передохнут во время очередного уик-енда и с новыми силами ринутся в регионы — делать революцию. Таким образом, до середины мая оппозиция планирует в припадке революционного экстаза обскакать всю страну и закончить сие демонстративное действо маршем и митингом в Киеве 18 мая в так называемый день Европы. Почему Европы? А кто его знает! Возможно потому, что обывательской и благоустроенной, по крайне мере, по сравнению с нами, Европе с революционностью дело обстоит намного лучше, чем у нас, за выход на акции там не платят, профсоюзное движение там развито, а классовая борьба бурлит все сильнее.
Словом, календарный план-график революционных мероприятий составлен. Теперь власти доподлинно известно, какие полицейские силы в какой регион и когда направлять.
Революционные прожекты оппозиции были раскритикованы в СМИ так называемыми экспертами, включая тех, которые ранее все действия оппозиции поддерживали и хвалили, работая на нее и получая от нее деньги за свой дебильный “политический консалтинг”. Теперь оппозиция, прежде всего “Батьківщина”, поизносилась и деньги платить перестала, а потому наемные “пиарасты” принялись ее действия усердно критиковать, очевидно, надеясь таким образом найти новых заказчиков, или уже отрабатывая гонорары новых хозяев.
Но “трындеж” экспертов — это проблема сытого устроения в жизни самих экспертов, и не более того. Намного важнее, что делается в толпе, в массах, в “лохторате”, ибо без масс еще ни одной революции никогда не было и не будет. А вот с массами плохо...
* * *
Последней серьезной массовой акцией была и остается помаранчевая революция. Ее можно считать или не считать революцией в собственном смысле этого слова уже хотя бы потому, что она ничего не изменила. Но ведь и революция 1905 года ничего не изменила, хотя ее принято считать революцией.
Сколько бы это событие ни критиковали со всех сторон — это был действительно образец одного из наиболее массовых движений за последнее время даже в глобальном измерении. Другое дело, что колоссальная энергия “ушла в свисток”. Сейчас в этом принято обвинять “помаранчевых вождей”, которые, дескать, предали некие идеалы, а потом погрязли в разборках и коррупции, что справедливо лишь отчасти.
Проблема в том, что не была сформулирована и озвучена главная объективная задача этой революции — сделать это было некому, да и масса была абсолютно не готова к восприятию этой задачи. А задача стояла, выражаясь в традиционных терминах, социалистическая: коренная смена олигархического строя в стране и, как главная предпосылка к этому, экспроприация украденной у народа крупной олигархической собственности, являющейся экономической базой социально-политической системы. Другое дело, способна ли толпа организовать социально-экономическое бытие, если отберет у олигархов собственность, но это уже другой вопрос.
Провал помаранчевой революции резко подорвал репутацию массовых протестов, а проплаченные акции их окончательно дискредитировали. И виноваты в этом, прежде всего, те, кто сейчас называет себя оппозицией и корчит из себя революционеров. А еще больше в этом виновна толпа, которая участвует в проплаченных акциях, а потом требует, чтобы политики не были продажными.
В этом смысле гомерический хохот вызывают планы оппозиции в ходе запланированных акций протеста сформировать “революционный актив для более решительных действий”. Тягнибок объяснил это так: “После каждого митинга будут составляться списки активных участников протестного движения”. Что значит — активные участники митингов? Те, кто громче всех орал и сильнее всех размахивал флажком?
Арсений Яценюк добавил, что акции будут носить исключительно мирный характер, но преследуют цель понять, “насколько люди готовы, если это понадобится, к более серьезным действиям по защите своих прав”. Так речь идет о защите прав массы или о возведении на трон Яценюка — а это, как говорят в Одессе, “две большие разницы”?! И потом, что значит — “более серьезные действия”? Взятие Бастилии? Или взятие на гоп-стоп ближайшего ликеро-водочного магазина?
Кстати, о настроениях толпы. Совместный опрос Центра им. Разумкова и фонда “Демократические инициативы” в конце декабря 2012 года показал, что 51,3% респондентов не готовы участвовать в акциях протеста, даже если будут нарушены их права и интересы, готовность выйти на улицы выразили 35,2% граждан, а 13,5% заявили, что им трудно определиться. Правда, примерно за год-полтора до того, помнится, опрос того же Центра Разумкова показывал более чем 50%-ю решимость опрошенных встать на борьбу... Это лишний раз показывает, что на социологические исследования методом опроса, когда результаты зависят от формулировки вопроса и интерпретации результатов, не следует особо полагаться, но это другая тема.
И все же думается, что значительное количество “пламенных революционеров” в ходе анонсированных мероприятий собрано будет. Ведь желающих сделать себе карьеру на митинговой истерии хватало всегда. Некоторые, например, начали митинговать еще при развале СССР, затем переместились в Верховную Раду и пребывают там до сих пор, пользуясь всеми благами депутатского статуса, а кое-кто сумел пристроиться в исполнительную власть, изрядно улучшив свое благосостояние. Словом, игры в революцию — неплохой путь для комфортного мещанского устроения в жизни!
В ответ на призывы к “виртуальной революции” депутат-регионал Владимир Олийнык, являющийся штатным болтуном от власти, заявил, что власть никакого противодействия этим акциям оказывать не будет. И то верно: не бойтесь вы той гранаты — она ж ручная! Кстати, игнорирование этой так называемой революции — это самое умное, что власть может сделать: если она не будет замечать митинговую истерику, то истерика быстро сойдет на нет, ибо станет никому не интересной. Но в нашей власти, как известно, с мозгами напряженка, а потому малочисленные митинги протеста начнут окружать “беркуты” и прочие “тварюки”, в связи с чем истерия, наоборот, будет нарастать. Впрочем, поживем — увидим...
* * *
Теперь о своего рода “критиках слева”, т.е. о несистемных оппозиционерах разных мастей. О них и их критике можно было бы не упоминать по причине их абсолютной никчемности, но уж больно яростные баталии они развернули в интернете, выполняющем теперь роль революционных баррикад. В целом, они правы в том, что революция — это не проплаченные митинги, которые привыкла устраивать официальная оппозиция. Правы они и в том, что оппозиция дискредитировала все, за что бралась, и теперь точно так же дискредитирует “революционной души прекрасные порывы”.
Но далее интернет-карбонарии пускаются во блуд и начинают рассуждать о том, что революция — это когда толпа суровых мужиков, воспылав праведным гневом, берет оружие в руки и захватывает органы государственной власти, уничтожая неведомо зачем, все, что попадается по пути. Сии “глубочайшие визии” революционного процесса сопровождаются придурочными цитатами каких-то неназванных свидетелей и участников событий далекого 1917 года... Но при этом выражается твердая уверенность в том, что “мы придем к победе...” Вот только непонятным как раз и осталось, к победе чего именно мы (?) должны прийти. Зато очевидно, что никаких выводов из того самого 1917 года и вообще их печального опыта ХХ века подобная публика не сделала. Не хватает мозгов, чтобы вместо ура-революционного нарратива понять причины трагического провала попытки создания “светлого будущего”, из-за чего, собственно, мы и гнием в нынешнем безвременье!
* * *
Вся эта “хрень” заставила в очередной раз обратиться к тому, о чем уже приходилось писать в разное время в разных изданиях и по разному поводу, а именно — что же такое революция. Использовать при этом, естественно, придется опыт Русской революции как наиболее известный и проработанный у нас.
Со времен Просвещения и Французской революции пришло такое значение слова “революция”: возврат ранее утерянных свободы, естественных и неотъемлемых прав человека, высшего смысла его существования, т.е. всего того, чего людей лишила цивилизация, которую люди сами же и создали.
Поначалу Маркс считал, что революция — это результат роста демократии, уровня жизни и, главное, сознания масс, что, в общем, верно: высокое сознание создаст общество, в котором революции не нужны.
Правда, рост уровня жизни при наличии демократии может привести не к росту, а к “падению сознания” обывателя, что иллюстрирует современное потребительское общество, но здесь одной социологии мало. Провал революции 1848 года, которая во Франции, особенно в Париже, имела пролетарский характер, привнес в творчество Маркса, который был свидетелем событий, большую долю экстремизма, что хорошо видно в знаменитом “Коммунистическом манифесте” и в программной работе “Классовая борьба во Франции 1848-1850 гг.”.
Следуя традициям русской революционности, Ленин считал, что революция — это следствие крайнего обострения социальных противоречий, хаоса, материальной и моральной нищеты, когда, согласно знаменитому афоризму “вождя мирового пролетариата”, “верхи не могут, а низы не хотят” жить по-старому. Абсолютной глупостью является приписывание Ленину заслуг по “созданию хаоса” и “проведению революции”. Ленин (как бы к нему теперь не относились) был намного умнее большинства своих критиков: он абсолютно четко и справедливо говорил, что революция может быть только результатом “объективных и субъективных предпосылок”, что следует не “играться в заговоры”, а терпеливо проводить агитацию в массах, ожидая, когда социальные противоречия станут нетерпимыми, и только тогда массы могут взорваться. Ленин пошел еще дальше и предположил, что, взорвавшись, масса не будет знать, что делать, поэтому понадобится “руководящая и направляющая сила” (что, кстати, наглядно продемонстрировала “помаранчевая революция”). Толком объяснить этот феномен Ленин не мог, но известно, что он увлекался работами французских социальных психологов Гюстава Лебона и Габриэля Тарда, которые на примере Французской революции через 100 лет после нее (!) показали, что ура-революционные свершения толпы так или иначе ведут к реставрации только что свергнутого строя, а революционная толпа не знает, куда направить энергию, и бессознательно ищет идею или личность, которые обеспечат такую направленность. Все это говорит не только об интеллекте Ленина, но и о его мощной интуиции, которая подчас важнее интеллекта.
По мнению автора, наиболее плодотворным следует считать психодинамический взгляд на революцию по Эриху Фромму. Стабильность общества удерживают не только репрессивный аппарат власти и эго-рациональные соображения. Очень важными является направленность и содержание бессознательных эмоций и страстей, которые также “цементируют” общество. Традиционные психо-эмоциональные связи могут быть разрушенными резким ухудшением социо-экономического положения, войной, разрухой, хаосом, угрозой извне, репрессиями и т.д. При этом высвобождаются огромные объемы психоэнергии, которая превращается из “цемента” в “динамит” и взрывает общество. Такой подход научно поясняет революционную агитку Ленина “верхи не могут, низы не хотят” и вполне согласуется с ныне оплеванными “диалектическим и историческим материализмами”, ибо речь идет об информационных процессах, носителем которых является вполне материальная субстанция — психоэнергия.
Всплеск эмоций может разрушить старые общественные отношения и создать новые и лучшие... А может и не разрушить... А может создать худшие, вернуть старые...
Высвобожденную психоэнергию необходимо снова связать, иначе она взорвет общество, приведет к хаосу и крови, что и произошло в Русской революции. Это же произошло в Украинской революции: можно справедливо говорить о “національно-визвольних змаганнях”, но следует понимать, что реально в Украине были анархия, “атаманщина”, “война всех против всех”, часто бессмысленная и беспощадная, что и позволило большевикам взять Украину под контроль.
Рано или поздно психоэнергия все равно будет связана бессознательным путем через компенсаторные механизмы психики, но чем больше хаос, тем больше шансов, что компенсация произойдет фашистскими, людоедскими методами. Пролетаризация и люмпенизация резко активизирует иррациональную психоэнергию массы, которая может иметь созидательную направленность, но чаще всего — деструктивную, что соответствует наиболее “энерговзрывоопасной “ третьей “Базовой Перинатальной Матрице” по Станиславу Грофу. Кроме того, до сих пор почему-то не обращается особого внимания на тот факт, что урбанизация, концентрация и монополизация производства в начале ХХ века, а также тотальная мировая война, образовавшая огромные коллективы людей, привела к скачкообразному развитию “массового общества”. С тех пор “массовизация” общества неизмеримо возросла. Массовая психика — это не просто совокупность индивидуальных ментальностей, а психическая общность с рядом специфических особенностей, например, повышенной внушаемостью и быстрым распространением эмоций, что подтверждает идеи психоанализа о явлениях “переноса”/ “контрпереноса”, волновые модели психики и гипотезу о “биоморфогенных полях”. Массовое общество ведет индивида “в ряды” партии, класса, банды, корпорации, к подчинению общепринятому стандарту... Неофрейдизм объяснил возникновение бессознательных соглашательских и авторитарных импульсов в массовой психике после социальных взрывов как объективный механизм восстановления нарушенных психических связей. Здесь лежит один из корней большевистской диктатуры, апофеозом которой был сталинский фашизм.
Психоэнергию можно связать с помощью “прекрасных идеалов” и/или харизматических лидеров или тех, которые кажутся харизматическими, реально или в иллюзиях служат проекциями ожиданий масс через “перенос”. Теоретически идеалы могут направить психоэнергию на созидание и благородство, но слом эмоциональных связей часто ведет к разрушению барьера между сознанием и бессознательным и прорыву в сознание бессознательных содержаний. Некоторые из них, в частности надличностные или трансперсональные содержания, также могут быть созидательными и благородными, но часто в сознание попадают мощные бессознательные авторитарные, деструктивные и приспособленческие импульсы, которые движут социумом в переломные моменты, а “прекрасные идеи” играют роль рационализаций.
* * *
Но вернемся в наши дни и обратим внимание на откровения еще одной “кассандры” в лице Виктора Балоги, который тоже развлекается “революционизированием в интернете”. На своей странице в Facebook этот бывший канцелярист Ющенко ничтоже сумняшеся поведал: “Сегодня наша страна вплотную подошла к революционной ситуации, что чревато большими социальными потрясениями”.
Не, ну вот убейте, но революционную ситуацию в упор увидеть не удается! !! Понятно, что у Балогиного брата отобрали мандат, и теперь это “святое семейство”, превратившее Закарпатье в свою собственность, готово революционизировать аж по самое не могу. Но только эти “революционеры” не понимают, что такое настоящая революция, чем она может обернуться и куда завести. Или они думают, что навсегда будет, как в 2004 году, когда им удалось оседлать массовое выступление, обернуть его себе на пользу и въехать на нем во власть, обогатившись после этого? А если “пойдет не по резьбе”? Точно тот же вопрос, хочется задать “нарванным карбонариям” из числа неофициальных революционеров? Они вообще-то, представляют себе, что настоящая революция — это не компьютерная игра и даже не дворовая разборка между “пацанскими бригадами”?
Впрочем, повторим, что пока что настоящая революция нам не угрожает. Это хорошо и плохо одновременно, ибо массовые социальные процессы амбивалентны, они находятся, как говаривал старина Ницше, “по ту сторону добра и зла”. Но это в общефилософском плане, а когда эта амбивалентность касается конкретного индивида злой стороной своей амбивалентности, то становится не до отвлеченного философствования.
Впрочем, обратимся к Балогиной болтовне в Facebook’е. “Сейчас в стране сложилась классическая ситуация, когда низы не могут, а верхушка — не хочет. Или наоборот. И первое, и второе означает предреволюционное состояние”, — пишет сей интеллектуал всех времен и народов. Не, ну просто теоретик революционного движения! Сразу видно, что экзамен по марксизму-ленинизму и вообще диплом “сменял на сало”.
А ведь классику нужно знать! Классика эта гласит: верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому. И в этом смысле никакой “предреволюционной ситуации” пока в упор не просматривается: власть Януковича еще вполне способна рулить так, как привыкла, да и низы пока еще готовы приспосабливаться к существующим реалиям и не демонстрируют страстного желания преобразовывать мир, да еще и революционным путем. Вдаваться в рассуждения о том, хорошо это или плохо, не будем...
Но Балога не унимается и бредит возникновением некоего народного вече, которое приведет страну в Европу. Спешим его огорчить: если это народное вече станет реальностью, то первое, что оно сделает — экспроприирует Балогу и прочих олигархов-мироедов, а самих их, по законам революционного времени, “пустит в расход”, как принято было выражаться в 1917-1920-х годах.
О том же самом мечтают и тайные несистемные карбонарии, повылазившие изо всех интернет-дыр. Да вот только они забыли, на самом деле это по-настоящему страшно, что революция обычно пожирает своих детей, что разгул деструктива приведет к окончательной деградации, с которой придется бороться сталинско-фашистскими методами, что, впрочем, в наше время сложно из-за отсутствия общезначимых идей, на которых эти диктатуры можно будет строить... Впрочем, об этом уже говорилось выше...
А вот с Европой, о которой вспомнил Балога, — вопрос действительно интересен. Ведь на поверку оказалось, что Европа нынче намного более революционна, чем Украина или Россия, по крайней мере, если судить по событиям в Греции, Испании, Болгарии.
Так что теперь придется догонять и перегонять Европу еще и в вопросе революционности. Другое дело, что нынешняя европейская революционность — это совсем не то, что о ней рассказывают. Она абсолютно безыдейна. Это революционность мещанина, утратившего комфорт и уют предкризисного общества потребления и желающего в этот “потребительский рай” вернуться опять. Впрочем, это другая тема.
А у нас пока наблюдается стабилизец, прерываемый кухонными разборками политиканов и обывателей...
Александр КАРПЕЦ
http://svoboda.com.ua/index.php?Lev=archive&Id=7797