Американская инфраструктура на двойку с плюсом
Михаэль Дорфман
подробнее о:
инфраструктура, СШАКабинет министров Украины активно обсуждает вопрос, кто виноват в состоянии плохих дорог в стране. Среди виновников называют и суровую зиму, и наследие СССР, и кризисное состояние 2008-2009 годов, и нерадивость местных властей и еще множество причин. Министр инфраструктуры даже обещал наказать виновных.
В Америке вопрос персональной ответственности в высшем эшелоне давно не стоит и по более острым вопросам – таким, как раздутый пузырь на рынке недвижимости, глобальный финансовый кризис 2008 года или скандал с мифическим иракским оружием массового поражения, десятая годовщина которого на днях отмечалась в США.
Хронические проблемы американской инфраструктуры вряд ли являются новостью для миллионов американцев. Мы безропотно теряем в пробках существенную часть своей жизни, тратим огромные деньги на ремонт автомашин, поврежденных из-за пробок. У нас все чаще пропадает электричество после каждого большого дождя, дома страдают от наводнений после каждого шторма.
Председатель Американского общества гражданских инженеров (АОГИ) Джордж Дилоретто заявил на днях: "Мы тратим множество часов, сидя в пробке, перебои в подаче электроэнергии становятся более частыми, мы теряем миллиарды галлонов воды из-за негерметичных труб... Эти вещи стоят огромных денег и ничего не делается, чтобы исправить проблемы".
Дилоретто приурочил свое выступление к публикации Рейтинга национальной инфраструктуры, составляемого АОГИ. Согласно ему, состояние инфраструктуры США слегка улучшилось. Четыре года назад Общество гражданских инженеров оценивало состояние инфраструктуры на D, что по пятибалльной системе соответствует двойке. Теперь их оценка D+, т.е. двойка с плюсом. Оценка происходит по 16-и категориям: от гражданской авиации до очистки сточных вод. Результаты отчета не внушает оптимизма. По 11-и категориям выставлена оценка D, по четырем – С, она же тройка, и по одному B (четверка). Состояние плотин в стране получило самую низкую оценку – D минус, это, наверное, двойка с минусом.
Большинство американкой инфраструктуры было создано в 1930-е годы во время рузвельтовской Новой политики New Deal. Система межштатных трансамериканских шоссе была построена при Эйзенхауэре в 1950-е гг. и последние крупные общественные проекты проводились при Линдоне Джонсоне в середине 1960-х годов.
Дилоретто отметил, что большинство из 150 тысяч км дамб в США старше 50-и лет. И они были предназначены для защиты посевов и сельскохозяйственных угодий от наводнений, а не жилых комплексов, возведенных там за последние десятилетия. Система плотин в США не способна защитить дома от природных катаклизмов. На ее ремонт и восстановление требуется не меньше 100 миллиардов долларов.
АОГИ провело свою пресс-конференцию в Вашингтоне. Они не случайно выбрали место, где из окна виден Мемориальный мост им. Фредерика Дугласа, по которому день и ночь движутся огромные транспортные потоки в столицу США. Этому мосту 63 года. Мост давно морально устарел и внесен в список мостов, находящихся в аварийном состоянии.
Впрочем, каждый девятый мост в США внесен в этот список. Инженер по мостам Конджит Искандер говорит, что мост этот пока держится, но "это как старая машина: пока ездит и требует постоянных расходов на ремонт, но в какой-то момент надо будет решить, что хватит тратить деньги и надо построить что-то новое".
Решения о закрытии и строительстве принимают в Америке политики, которые руководствуются американской пословицей "не чини, пока не сломалось". Невозвратно ушли в прошлое времена легендарного бруклинского городского инженера Сэма Шварца, вопреки сильнейшему политическому нажиму закрывшему аварийный мост в Нью-Йорке за два месяца до того, как тот обвалился.
Власти столицы США хорошо знают, что мост Фредерика Дугласа и еще несколько мостов в столице надо заменить. Однако необходимую сумму в 900 миллионов в нынешние времена бюджетных сокращений им не поднять.
На ремонт всех аварийных мостов в США, по оценке АОГИ, требуется около 1,6 триллиона долларов. Это больше, чем сегодня выделяется на поддержание всей американской инфраструктуры. И даже эти расходы будут урезаны. Для сравнения, ремонт международного шоссе М03 Киев-Харьков-граница РФ, по оценке Всемирного банка, потребует около 500 миллионов долларов.Когда-то президент Рональд Рейган заявлял, что правительство – это часть проблемы, а не часть решения. Бывший губернатор штата Пенсильвания Эд Ренделл резко критикует подобный подход.
"У нас побеждает буквально безумная идея, будто государственные затраты – это всегда плохо, - заявил Ренделл в одном интервью. - Федеральному правительству и властям штатов необходимо тратить деньги на важные вещи. Нет никаких сомнений о том, что для достижения экономического роста надо вкладывать деньги".
Ренделл является соучредителем образовательного фонда "Строительной будущего Америки", которая лоббирует увеличение расходов на инфраструктуру. Дело это нелегкое: американцы в большинстве своем недовольны политическими элитами и увеличение общественных расходов – справедливое или нет – беспокоит их так же, как и собственные проблемы.
Нобелевский лауреат, экономист Пол Кругман обвинил политические элиты и СМИ в раздувание проблемы бюджетного дефицита. Кругман утверждает, что бюджетный ажиотаж напоминает истерию вокруг "иракского оружия массового поражения" десять лет назад.
Впрочем, скептики говорят, что АОГИ преувеличивает проблему.
Крис Эдвардс, экономист из либертарианского Института Катона, приводит данные Международного индекса выбоин, который публикует Мичиганский университет. По словам Эдвардса, на дорогах Америки выбоин становится все меньше и меньше. Он не согласен с утверждением, что инфраструктура Штатов рушится.
"Она становится все более перегруженной, - говорит Эдвардс, - И мы должны думать, как с этим справится".
Как и в других вопросах, американские экономисты единодушны в критике правительства, однако единых рецептах исправления ситуации нет. Здесь американская экономическая наука становится удивительно идеологизированной, а все рецепты, как на подбор, политические.
Как же тагг??