Да и 600 миллионов тоже с определёнными и жёсткими условиями.
Страусиная политика - на УНИАН даже не дали перевода этого интервью на русский, только на мове. Да какие особые сложности с переводом-то?
26.02.2013 16:09
Анастасия Береза, ПУБЛИКАЦИИ
Валерий Чалый: Если Украина вовремя не выполнит всех условий ЕС - окно возможностей закроется на несколько лет, если не навсегда
Четко установлен и публично озвучен дедлайн для выполнения Украиной всех обязательств перед ЕС, стал главным достижением шестнадцатого саммита Украина-Европейский Союз. Три месяца получила Украина, чтобы успеть еще в этом году попасть в пока ещё открытое «окно возможностей» или ... совсем потерять эту возможность.
19 требований должна выполнить Украина до мая, чтобы успеть подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом в ноябре этого года. С таким результатом в понедельник, 25 февраля, закончился шестнадцатый Саммита Украина-Европейский Союз. Кроме заверений в искренности намерений стороны согласовали План действий по либерализации визового режима и подписали Меморандума о макрофинансовой поддержке Украины со стороны ЕС. Благодаря ему, Украина сможет получить кредит в 610 миллионов евро, как только возобновит сотрудничество с Международным валютным фондом. Кроме этого Президент Украины Виктор Янукович провёл двухчасовую беседу с Президентом Европейского Совета Германом Ван Ромпеем и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. По некоторым данным, они говорили о политических заключенных, хотя на официальном уровне фамилии Тимошенко и Луценко во время саммита не прозвучали. Возможно, это и стало поводом для разочарования его результатам для многих экспертов и политиков.
О впечатлениях от саммита УНИАН рассказал заместитель директора Центра Разумкова Валерий Чалый,
Какие можно сделать выводы из саммита?
Этот саммит был уточняющим, а не определяющим. Стороны сверили часы и свою «дорожную карту» для подготовки всех условий, чтобы подписание Соглашения об ассоциации в ноябре стало реальностью. Собственно, это и было его целью. Но он был важным, потому что мы услышали от Президента Украины Виктора Януковича публичные и конкретные обязательства, касающиеся неизменности интеграции страны в ЕС. Этот сигнал услышат не только в европейских столицах ... Другое дело, что мы с вами все эти обещания и заявления слышали неоднократно и не увидели ничего нового для себя, но от этого саммита и не стоит ожидать каких-то прорывных решений. Самое главное, что мы в конце получили четкий дедлайн и если до ноября, а, скорее, еще до лета, не будет сделано серьезных шагов со стороны украинской власти, то окно возможностей, которое еще открыто для нас, закроется на несколько лет, если не навсегда.
Какие конкретные решения саммита все же можно отметить?
Я бы отметил работу в секторах. Важно, что состоялся разговор с министром энергетики и прозвучали заявления о либерализации визового режима. И я бы здесь акцент делал именно на соглашении о упрощении оформления виз. Это то, что может быть ратифицирован в ближайшее время и парламент это сделать как можно быстрее. Плюс было принято со стороны ЕС принципиальное решение о возможности выделения финансовой помощи Украине.
Можно ли сказать, что этот саммит приблизил нас к безвизовому режиму с ЕС?К сожалению, Украина не успела выполнить полностью первую фазу подготовки к либерализации визового режима - законодательную. Еще ряд законов нужно принять, а в некоторые существующие изменить. Я думаю, все это займет не один месяц. Тем не менее, ЕС устами господина Ван Ромпея выразил положительную оценку относительно прогресса в выполнении необходимых для этого условий. К лету законодательную фазу можно завершить. Только после этого отчет и решение Европейской комиссии о переходе ко второй - имплементационного части. То есть все это вопрос не одного года даже, а следовательно, заявления о том, что мы можем получить безвизовый режим уже в ближайшее время, не имеют под собой серьезного основания.
Правильно ли мы поняли, что соглашение об ассоциации не будет подписано, если не будет прогресса в деле политических заключенных?
Я в этом вопросе поддерживаю позицию, озвученную во время визита в Украину комиссара Евросоюза Стефана Фюле - вопрос не стоит «если», вопрос стоит «когда». Думаю, что прогресс в этих делах должно быть уже в ближайшие месяцы. Думаю, что это обсуждалось во время саммита за закрытыми дверями и даже допускаю, что была дана обещание сдвигов, по крайней мере, по делу Юрия Луценко.
Вы лично прогнозируете, что украинская власть пойдет на выполнение условий ЕС?Я не вижу глубокой заинтересованности у сегодняшнего руководства проявлять политическую волю и активно идти евроинтеграционным путем, но, в то же время, и на других направлениях, в частности, на русском, не все у него складывается хорошо. Остаться наедине во всех направлениях взаимодействия было бы критически опасно для действующей власти. Кроме того, думаю, что, особенно накануне выборов, президент Украины осознает - без продвижения в сторону Евросоюза очень мало перспектив сохранить власть в будущем. Вместе с тем любое приближение к Европе и европейским ценностям приведет к свертыванию возможностей сегодняшней власти и она это осознает ... Единственная надежда, что у нее будут меняться подходы, хотя мало в это верится. Думаю, многое будет зависеть от событий внутри страны, в частности, в финансово-экономической и социальной сферах, а также от давления на власть самих граждан. Я мало надеюсь на политическую оппозицию, а больше на малый и средний бизнес и на гражданское общество.
Устами министра иностранных дел Лаврова Россия уже выразила свое раздражение саммитом. Что дальше?
Очевидно, что в Москве очень внимательно следили за заявлениями европейских чиновников и украинского Президента. Ожидаю, что будут соответствующие дальнейшие не только заявления, но и действия. А заявление господина Лаврова относительно служебных биометрических паспортов, с одной стороны, симптоматическая, поскольку ранее все эти вопросы решались сначала для Москвы, а уж только потом для Киева, а с другой - неуместна, ведь Украина открыла безвизовый въезд европейцам на свою территорию, а Россия этого не сделала, поэтому не может требовать для себя таких же условий, как мы.
Каких именно действий от Кремля следует ожидать?
Например, активизации информационной работы с критики линии Украины на евроинтеграцию, а не в направлении объединения в союзы с Россией, в частности на государственных телеканалах, и более активной поддержке тех организаций и политиков в Украине, которые ориентируются на пожелания Кремля. Можно ожидать проведения ряда мероприятий и акций для обострения дискуссии внутри страны относительно выбора направления интеграции и усиления критики Евросоюза. И, скорее всего, уже в ближайшее время руками коммунистов начнется сбор подписей за проведение референдума относительно присоединения Украины к Таможенному союзу.
Анастасия Береза
Больше читайте здесь: http://www.unian.ua/news/555700-valeriy … avjdi.html