Правительство взялось пересматривать цены на алкоголь. Скоро в цене вырастут водка, коньяк и сброженные напитки.
Уже в декабре самая дешевая пол-литровая бутылка водки в рознице подорожает с 26,1 грн до 28,5 грн, а с марта следующего года – до 30 гривен. На прошлой неделе соответствующее предложение Министерства финансов поддержал Кабинет министров Украины. Данное постановление касается не только водки, но и других алкогольных напитков. Таких, в частности, как коньяк и сброженные напитки (сидр, пери и пр.). Совсем скоро минимальные оптово-отпускные цены на коньяк вырастут на 2,6-6,2%, розничные – на 17,6%- 20,2%. Так, пол-литровая бутылка самого дешевого 40-градусного коньяка «три звезды» подорожает с 33,08 грн до 38,9 грн, «четыре звезды» – с 37,16 грн до 43,9 грн, «пять звезд» – с 41,1 грн до 49,4 грн.
Градус крепчает
Крупные производители алкогольной продукции с повышением соглашаются, а некоторые даже считают, что цены чиновники могли бы поднять и выше. Например, в компании Nemiroff полагают, что минимальная розничная цена (МРЦ) на водку должна составить 33 гривны.
Более того, эксперты, опрошенные «Главредом», уверяют, что «водочники» сами пролоббировали повышение цен. «За прошедший год выросли цены на энергоносители, зарплаты и стоимость спирта. Вполне естественно, что производители алкогольной продукции настояли на повышении цен», - говорит источник «Главреда» в Минфине.
Производители крепких спиртных напитков уверены – даже с поднятием цен клиентов у них не поубавится.
Напомним, последний раз цены на водку пересматривали в августе прошлого года – тогда МРЦ выросла с 17 гривен до 26 гривен. Начиная с 2000 года, цену на этот алкогольный напиток в Украине пересмотрели пять раз. Еще в 2001 году пол-литра водки можно было купить в супермаркете всего на шесть гривен.
Тем не менее, пить украинцы меньше не стали. Наоборот, последние тенденции говорят о том, что наши сограждане стали чаще покупать крепкие алкогольные напитки. Так, по данным ассоциации «Укрводка», в Украине в январе-июне 2012 года увеличилось производство водки на 15,1%, до 15,43 млн дал, из которых на внутреннем рынке продано 12,99 млн дал, что на 20,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
А вот производство пива и вина в Украине сократилось. По данным ассоциации «Укрпиво», в январе-июне потребление пива снизилось на 2%. По словам директора ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергея Михалечко, продажи вина упали на четверть.
«В народе бытует мнение, что крепкий алкоголь - эффективный антидепрессант, поэтому в сложные кризисные времена наше население пьет водку. Пик потребления крепких спиртных напитков в Украине пришелся на начало 90-х, конец 90-х и 2008 год – то есть на кризисные периоды. А вот вино и другие слабоалкогольные напитки жители нашей страны чаще покупали в относительно благополучные 2005-2007 годы», - отмечает психолог Елена Долгая.
По данным президента украинского аналитического центра Александра Охрименко, за первое полугодие украинцы потратили на алкоголь 12 млрд. гривен, тогда как на хлеб - 1,8 млрд., молоко - 3,5 млрд., а на все безалкогольные напитки вместе взятые - 7 млрд. гривен. Абсолютным лидером отечественного рынка крепкого алкоголя выступает водка: из сотни приобретенных украинцами бутылок на нее приходится 93%.
Придут на помощь производителям крепких спиртных напитков и грядущие праздники – Новый год и Рождество. Без спиртных напитков наши сограждане такие праздники встречать не привыкли.
Пить или не пить?
В Минфине рост цен объясняют борьбой с поддельной водкой и необходимостью наполнять бюджет. Правда, чиновники не уточняют, как повышение цены повлияет на уменьшение нелегальной продукции. Собеседники «Главреда» полагают, что, скорее всего, такие меры правительства направлены на поддержку крупных игроков, которые хотят разделить между собой 20% рынка, пока еще приходящегося на мелких производителей. «Пока украинцы ориентируются при выборе продукции на цены. У некоторых мелких производителей цены на спиртное ниже, чем у раскрученных брендов, при этом качество не ниже. А когда цены вырастут, цена известных производителей сравняется с ценой небольших региональных игроков, и в этом случае покупатель сделает выбор уже в пользу разрекламированной продукции», - говорит экс-директор по маркетингу небольшого предприятия, занимающегося выпуском алкогольной продукции.
Некоторые эксперты полагают, что рост цен на водку спровоцирует увеличение доли «серой» продукции. Например, по мнению директора консалтингового агентства ААА Сергея Наливки, повышение МРЦ, наоборот, реанимирует нелегальный рынок, так как легальная продукция будет украинцам не по карману.
Отметим, по данным чиновников, в Украине минимум треть, а то и половина водки, которая продается, нелегального происхождения. Так, по информации ГНАУ, общий (легальный и теневой) объем рынка водки в прошлом году оценивался примерно в 29 млрд гривен, или 1,1-1,2 млрд бутылок. При этом условные потери акцизного налога составляли, как минимум, 1,8 млрд гривен.
Некачественное спиртное ежегодно уносит сотни жизней наших соотечественников. По статистике, за год каждый украинец выпивает 82 литра спиртного или около 20 литров абсолютного спирта. В соответствии с общепринятыми международными нормами, вымирающей считается нация, которая принимает больше 8 л чистого спирта на душу населения в год.
По данным отечественных медиков, в настоящее время в Украине насчитывается 700 тысяч только официально зарегистрированных алкоголиков. На шесть пьющих мужчин приходится одна женщина. Принимая во внимание такие показатели, действительно нетрудно поверить, что большинство постоянных клиентов дешевого водочного сегмента после повышения цены на спиртное переориентируются на продукцию кустарного изготовления. «Себестоимость производства пол-литра самогона в домашних условиях, при нынешних ценах на сахар, около 15 гривен. Зачем платить больше?» - удивляется Василий М., продавец и потребитель «домашнего зелья», житель Иванковского района Киевской области. Он убежден, - как только на прилавках изменятся цены, у него сразу же станет больше клиентов.