Как низко рухнет гривна и почему это произойдет?
13.09.2018
Курсы валют формируются не «рынком», а экономическими аферистами
С 25,9 гривен за доллар в июне нынешнего года до 28,3 гривен в сентябре: колебание валютного курса на 10% вновь встревожило украинцев, принявшихся озадаченно пересчитывать свои гроши в тощих кошельках. Ведь каждое подорожание доллара неизменно ведет к росту цен на потребительские товары и услуги, которые в Украине и без того уже превышают европейские. А тем временем падением гривны продолжается, а громадян пугают её падением до 32-34 к концу года и даже возможным дефолтом. Избежать это, по утверждению правительства, поможет только кредит МВФ – ради получения которого необходимо повышение тарифов на газ и отопление.
А знаете, что в этой ситуации действительно пугает больше всего? То, что украинцам лгут, самым бессовестным образом, а они в эту ложь наивно верят. А тем временем в финансовом секторе украинской экономики происходят теневые процессы, о которых простому люду ничего не говорят. Процессы, которые могут увенчаться еще одной валютной катастрофой - наподобие тех, что были в 1998-м, 2008-м и 2014-м…
Тайны валютного двора
Для начала разоблачим ложь относительно повышения цены на газ и кредита МВФ. Нет, то, что тарифы на газ и отопления правительство решило повысить с 1 октября, это, увы, правда. Ложью тут являются некие «рыночные» или «европейские» цены на газ, о которых украинцам постоянно твердят украинские политики и западные банкиры. Так вот, никакой «рыночной цены» на газ в Европе нет, по крайней мере, для населения.
Но если «рыночные цены» это обман, тогда на каком основании и зачем МВФ требует от Украины поднимать тарифы? А вот это является «информацией не для публикации». Вообще, западные политики и бизнесмены имеют традицию многое не договаривать, а для СМИ у них есть короткие пресс-релизы, тексты которых предназначены словно умственно недоразвитым. Например, они широко улыбаются и говорят «мы строим тут демократию и свободный мир» - но за этими словами скроется создание собственной управляемой Системы, работающей на их интересы. Что именно они строят в Украине, сказать трудно, но стараются они уж явно не ради «маленьких украинцев».
С 25,9 гривен за доллар в июне нынешнего года до 28,3 гривен в сентябре: колебание валютного курса на 10% вновь встревожило украинцев, принявшихся озадаченно пересчитывать свои гроши в тощих кошельках. Ведь каждое подорожание доллара неизменно ведет к росту цен на потребительские товары и услуги, которые в Украине и без того уже превышают европейские. А тем временем падением гривны продолжается, а громадян пугают её падением до 32-34 к концу года и даже возможным дефолтом. Избежать это, по утверждению правительства, поможет только кредит МВФ – ради получения которого необходимо повышение тарифов на газ и отопление.
Подконтрольное им правительство Украины утверждает, что повышение тарифов позволит получить от МВФ еще один транш - то ли на миллиард долларов, то ли больше. И что это спасет гривну от инфляции, а страну от дефолта. Однако возникает вопрос: а как именно условные единицы «специальных прав заимствования» (а именно в такой «валюте» Украине получит свой кредит) помогут удержать курс гривны или рассчитаться по внешним долгам? Например, значительная часть украинского долга – это обязательства по валютным облигациям (около 14 миллиардов долларов), которые нужно будет выплатить живыми долларами, а не «правами заимствования».
А знаете, сколько в золотовалютном резерве Украины долларов? Мужайтесь! Всего 1,82 миллиарда. При «злочинном режиме» было куда больше: от 12 миллиардов в 2012 году до 4 миллиардов в феврале 2014-го. И золота Янукович накопил аж 42 тонны, а сейчас его только 25. Причем золотой запас уполовинился именно после «революции достоинства», то есть золотые слитки из Нацбанка вывозили уже не «донецкие», а «днепропетровские», «черновицкие» и «львовские».
И вот если мы посмотрим на структуру нынешнего золотовалютного запаса Украины (всего 17,747 миллиардов долларов), то увидим, что реального золота и валюты в нем всего на 2,8 миллиарда долларов. А его основу, как и прежде, составляют «ценные бумаги» - в основном американские облигации, на сумму 14 миллиардов. И еще 0,9 миллиарда это «средства заимствования», фиктивная валюта МВФ, которую Украина берет в долг под сумасшедшие 6,2% годовых. Такие проценты начисляют только недоразвитым странам Африки (Гана, Габон), в то время как Китаю МВФ суживает под 1,3% годовых, при этом еще упрашивает взять.
Как видно из графика, «средства заимствования» в большом количестве появились в золотовалютном запасе Украины весной 2016 года (аккурат с началом работа правительства Гройсмана), и достигали 2,5-3 миллиардов условных долларов. При этом одновременно в разы сократилось количество живых долларов. Получается, что при Гройсмане Украина начала менять свои долларовые заначки на бумажки МВФ! Как еще это назвать, если не аферой? А теперь думаем дальше: правительство настойчиво жаждет получить новый транш «средств заимствования», то есть их доля в золотовалютном запасе вновь вырастет – а вот рассчитываться по процентам оно наверняка снова будет живыми долларами!
При этом населению Украины еще и в полтора раза поднимут тарифы на газ и отопление. Разве это разумное управление экономикой? Больше похоже на какое-то тотальное разграбление! И самое удивительное, что украинцы этого не видят и продолжают верить в некие «реформы».
Под контролем Уолл-Стрит
Украинцам регулярно напоминают, что социальная утопия брежневского СССР зиждилась на костях жертв сталинской индустриализации и на поте большой хрущевской стройки. С этим нельзя не согласиться, ибо всякий значительный рывок вперед действительно требует титанических усилий и немалых жертв. И не только в странах социализма. Приводя в пример нынешний уровень развития, скажем, Южной Кореи, нам почему-то забывают рассказать, какой ценой он был достигнут – и какую цену за него до сих пор платят южнокорейцы.
Многие наверняка знакомы с выражением «либеральный фашизм». В какой-то мере к нему можно отнести монетаристские и другие неоклассические экономические школы, которые определяют экономическую политику крупного западного и транснационального капитала. Так вот, в их учении есть три специфических пункта, о которых они обычно предпочитают не говорить на людях.
Первый: принцип жесткого «естественного отбора», по которому слабые и лузеры должны проиграть и отдать свои ресурсы и место под солнцем более сильным и удачливым. Помощь слабым рассматривается как нарушение «естественного отбора» и недопустима, зато приветствуется поддержка сильных. Второй: в социально-экономической пирамиде перераспределение идет только снизу верх, поэтому основное бремя тягот и лишений всегда ложится на нижнее звено, то есть на народ и наемных работников. Третий: использование экономических методов «стимуляции», под которой подразумевается вынужденная необходимость больше работать. Например, инфляция, сокращающая доходы и сбережения населения, или сокращение (лишение) социальных выплат, заставляющее искать работу даже инвалидов и стариков. А кто работы не нашел? Тогда см. пункт первый, и не удивляйтесь, что во время т.н. «экономических реформ» нередко возрастают смертность и миграция.
Этот краткий экскурс в «рыночную экономику» был сделан для пояснения того «феномена», что сотрудничество Украины с МВФ и прочими западными и транснациональными экономическими структурами не пошло ей на пользу. На самом деле это является «феноменом» лишь для тех, кто ошибочно считает это сотрудничество «помощью Украине». Но это никакая не помощь, никто и не собирался протягивать Украине руку поддержки – потому что это противоречит основным принципам западных экономических теорий. Даже когда она стояла на грани экономического коллапса, остро нуждаясь в помощи, её лишь использовали в своих интересах.
Один из таких интересов представлен в золотовалютном запасе Украины американскими облигациями (свыше 80% всего запаса). Для сравнения: в золотовалютном запасе Китая американские облигации составляют лишь треть, но зато на внушительную сумму почти в 900 миллиардов долларов (ведь общий запас у КНР превышает 3 триллиона долларов). Всего же США выпустили и раздали по миру облигаций на сумму в 2,5 триллиона – и это только облигации Казначейства, а еще облигации частных банков. Данные облигации – важнейшая деталь всемирной «империи доллара», регулирующая его баланс и курс. И если вы не захотите брать эти облигации, то вам их навяжут – почти как «сталинский займ». Например, для того, чтобы ваша банковская система бесперебойно работала.
Немногие украинцы в курсе, что все безналичные операции не только между Украиной и другими странами, но и между украинскими банками (транзакции) проходят через американские банки-посредники. Конотопский пенсионер идет в местное «Сильпо», покупает батон и бутылку молока, расплачивается карточкой «Проминвестбанка» - и его деньги за секунду облетают вокруг земного шара, пробежав по счетам «Bank of America» или «Capital One». Благодаря этому Уолл-Стрит крепко держит в своих руках банковскую и финансовую систему Украины и многих других стран. Иногда используя это для экономического или политического давления. Например, во время Евромайдана американцы пригрозили заблокировать транзакции по счетам Януковича и его окружения, если те не пойдут на уступки оппозиции.
Вернемся к облигациям. Особенность облигаций Казначейства США в том, что Вашингтон может запросто заблокировать их погашение (определенные серии), найдя для этого благозвучный предлог. И тогда облигации на сумму 14 миллиардов долларов или 80% золотовалютного запаса Украины превратятся в бумажки, которыми даже нельзя подтереться. Это, конечно, крайний случай, но такое возможно. Но проблема не только в этом. Дело в том, что доходность американских облигаций – около 1%, а это чуток меньше чем среднегодовая инфляция доллара (около 1,5%). То есть держатели этих облигация фактически теряют ежегодно 0,5%. В случае с Украиной это 70 миллионов долларов ежегодно.
На вопрос же, почему некоторые страны соглашаются на такое сотрудничество, от которого терпят одни убытки, ответ простой: Запад умеет ставить условия, а Вашингтон еще умеет расставлять в туземных правительствах своих людей, особенно на ключевые экономические посты, откуда они потом стартуют в большую политику. И как-то не случайно, видимо, двумя проамериканскими президентами Украины стали бывшие главы Нацбанка Виктор Ющенко и Петр Порошенко…
Будет ли банковский заговор-3?
А является ли совпадением то, что объем обязательств по собственным валютным облигациям внешнего займа Украины (14 миллиардов долларов) равен пакету американских облигаций, хранящихся в её золотовалютном запасе? Тут так сразу и не разобраться, а правду нам никто не скажет. Но не исключено, что Украина размещала свои облигации за границей с помощью американских банков – а взамен соглашалась покупать американские облигации. Возможно даже, это была не покупка, а бартерный обмен: украинские облигации обменяли на американские.
«Прикол» тут в том, что украинские облигации имеют доходность 5-9,5% годовых, то есть за несколько лет Киеву придется выплатить несколько миллиардов долларов только по одним процентам. А доходность американских всего 1%. По сути, мы видим еще один механизм высасывания ресурсов из Украины!
Так чем же правительство будет погашать облигации и проценты по ним? Американскими облигациями? «Правами заимствования»? А ведь еще Украина должна миллиарды и миллиарды по кредитам, и не только от МВФ. Лишь до конца этого года по долгам необходимо выпалить 1,1 миллиард долларов. В 2019 году – еще 5,8 миллиарда, в 2020-м еще 6,75 миллиарда! Имеющихся долларов для всего не хватит, и на сегодня это главная угроза либо дефолта, либо серьезного проседания гривны. Беда в том, что в мире на угрозу украинской инфляции всем наплевать – как было наплевать на неё в 2008-м и 2014-м. Западные монетаристы вообще видят в ней способ «заставить украинцев работать». То, что инфляция буквально убьет сотни тысяч самых бедных, старых и слабых, их не волнует – это же «естественный отбор»!
О неизбежности инфляции красноречиво говорит и пропаганда правительствах «экспертов», вдруг заговоривших о том, что при Януковиче «искусственное удержание гривны обошлось Украине в 40 миллиардов долларов». На самом деле они сказали несусветную глупость, сами того не поняв: так как курс гривны несколько лет твердо держался на отметке 8, то продажа долларов на Межбанке не принесла никаких убытков, потому что доллары одновременно и скупали по 8. А вот когда после второго Майдана доллара массово продавали банкам по 12-14, а они потом стоили 24-26, вот это уже были убытки!
Из этих завываний пропагандистов можно понять одно: украинцев готовят к серьезной инфляции, ведь курс доллара на конец года уже запланирован на отметке 30 (а там и больше), и людей пытаются убедить в том, что сдерживание гривны – зло. Впрочем, а разве можно убедить людей в том, что если инфляция сожрет их зарплаты и сбережения на 10-30%, то это типа добро? Нельзя, но зато можно сделать вид, что инфляция – это что-то стихийное, за что правительство не несет ответственности.
Но любая инфляция – дело рук человеческих, и если вам не говорят о её причинах, то только потому, что авторы не хотят светить свои имена и причины. В 90-х гиперинфляцию провоцировали массой печатью карбованцев, а падение гривны в 1998-м, 2008-м и 2014-м произошло в результате комплексных банковско-финансовых афер. С одной стороны, государство запускало печатный станок, с другой стороны, олигархи массово скупали доллары (что и поднимало их курс) и выводили их за границу. Скупали, в том числе, на деньги вкладчиков своих банков – вот почему в эти кризисные годы банки лопались десятками. Но лопались не из-за кризиса, а потому что банкиры тупо воровали сначала депозиты украинцев, а потом полученное государственное рефинансирование.
Подобное может произойти и в 2019 году. Почему нет? Если банкиры, в сговоре с высокопоставленными чиновниками, сумели сделать это под шумок «революции достоинства» (и грабили страну целый год), то они могут попробовать провернуть это и под шумок президентских выборов. Вопрос один: в каком масштабе? В 1998-99 гривна упала втрое (с 1,8 до 5), в 2008-м в полтора раза, в 2014-15 г.г. более чем втрое (с 8 до 26). То есть до выборов доллар может стоить, допустим, от 30 до 35, а потом скакнуть до 50, а может и до 100. Стоит настраиваться на самый пессимистический прогноз, потому что опыт показывает: чем меньше в казне живых долларов (как это было в 1998-м и 2014-м), тем сильнее падает гривна. А сейчас долларов в золотовалютном резерве мало как никогда!
Украинцы, конечно, могут запаниковать и побежать скупать доллары уже сейчас, но это почти не отразится на курсе валют: спрос физических лиц на нижнем уровне (обменники) никогда не превышал 15% оборота валютного рынка Украины. Гривна упадет только тогда, когда доллары снова начнут сотнями миллионов скупать на Межбанке олигархи. Не факт, что это обязательно произойдет в 2019 году, но такой риск есть. Возможно, процесс уже начался: нынешнее относительно небольшое понижение курса гривны во многом обусловлено ростом спроса на доллар примерно в полтора раза, наблюдавшимся на Межбанке всё лето. Возможно, олигархи из окружения Порошенко уже заранее пакуют свои чемоданы с валютой – как это делало в январе 2014-го окружение Януковича.
Вырастут только цены
Нынешнее колебание курса гривны на 10% тоже довольно серьезный сигнал, потому что ничего подобного не было уже лет двадцать, с тех пор как на рубеже 1999-2000 г.г. закрепившаяся, было, на отметке 5, гривна просела до 5,4 (лишь в 2005-м она укрепилась до 5,05). Тогда это объясняли увеличением денежной массы, которую напечатали для выплат накопившихся долгов по зарплатам и пенсиям: Виктору Ющенко нужно было входить в роль Мессии, раздающего хлеб страждущим. И хотя обещания удержать инфляцию в рамках 6% не было выполнено, МВФ не предъявил Ющенко никаких претензий и предоставил очередной транш. Еще один пример того, что все эти условия МВФ преследуют совершенно иную цель, чем заявленное «оздоровление экономики».
Кстати, в бюджете 2018 года средний курс доллара заложен на отметке 29,3 гривен, а к концу года он должен подняться до отметке 30,1. То есть нынешнее проседание гривны не предельно, оно продолжится. Но самое возмутительное, что оно было запланировано заранее! А шум сейчас поднимается из-за того, что этот порог может быть превышен и гривна упадет до 32-35.
Причем, объяснить всё это с точки зрения экономической науки невозможно. Экономика Украины с 2017 года потихоньку растет: ей ещё ой как далеко до уровня 2013 года, но она уже заметно превысила уровень 2015-го. Объем денежной массы в Украине за 2018 год увеличился лишь на 1,8%. По всем канонам, по всем правилам в Украине должна быть дефляция, гривна должна укрепиться - а она падает! Это противоречащее здравому смыслу явление можно объяснить лишь одним: в стране творится какая-то грандиозная финансовая афера, тщательно скрытая от общественности. И лихорадочная скупка долларов на Межбанке лишь её небольшая деталь.
При этом западные «стратегические партнеры» не выказывают никакого беспокойства относительно инфляции гривны – видимо, она полностью соответствует их планам на Украину. А ведь инфляция это не какой-то там индекс в таблице, это процесс, который обесценивает гривну, а с ней доходы населения и счета предприятий. То есть Запад не против того, чтобы украинцы стали на 15% беднее. Но ведь бедность народа для монетаристов не цель, а средство. Чего же они хотят от украинцев, которые даже при всем желании не могут работать больше, ибо просто негде? Всеобщей эмиграции? Вымирания?
Пока что можно резюмировать одно: очередная «реформа» экономики Украины под диктовку светил западной «неоклассической» школы завершилась очередным провалом, отдуваться за который будут своими кошельками все украинцы. И хорошо если после этого ситуацию не усугубят отечественные стервятники, желающие устроить еще одно финансовое мародерство.