Плюрализм вылазит боком

Вчера

То, что офис ОБСЕ 26 июня организовал в Киеве конференцию, посвященную проблемам свободы слова и плюрализма, -- безусловно, плюс.
По крайней мере, представители не только центральных, но и региональных медиа получили возможность сказать, что думают (в прямом смысле слова), -- на весь мир.
И было бы наивным полагать, что и они, и сами представители ОБСЕ оценят эту самую свободу по высшему баллу, тем более учитывая то, что, согласно рейтингу правозащитной организации «Репортеры без границ», по этому показателю в 2018-м наша страна заняла лишь 101-е место среди 180 государств.
«В Украине сотрудников СМИ убивают, сажают в тюрьмы, а преступления против журналистов остаются безнаказанными» -- об этом заявил генеральный секретарь Европейской федерации журналистов (EFJ) Рикардо Гутьеррес, проиллюстрировав свой тезис яркими примерами из нашего недавнего прошлого -- убийством Олеся Бузины и Павла Шеремета.
Генсек EFJ подчеркнул: Украина вошла в четверку стран Европы, где нередко арестовывают представителей медиа.
«Сейчас мы знаем о четырех журналистах, которые были заключены в тюрьму, -- Станислав Асеев в Донбассе, Дмитрий Василец и Евгений Тимонин, которых осудили на 9 лет, и журналист Кирилл Вышинский», -- цитирую слова Рикардо Гутьерреса.
Впрочем, поводов для беспокойства -- именно насчет свободы слова -- и кроме этих громких дел у ОБСЕ с Украиной предостаточно.
Вспомним хотя бы опубликованный пресс-секретарем генерального прокурора Ларисой Сарган список людей, которые критиковали украинскую власть. Этот реестр в Фейсбуке уже окрестили «списком изменофилов».
Тогда представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова г-н Дезир высказался весьма резко: «Публикация списка, включая имена журналистов с обвинениями их в измене, неприемлема и опасна...» Об этом он даже написал письмо украинским властям с настоятельной просьбой «вмешаться и остановить такую практику».
Но никто не отреагировал, список до сих пор висит для всеобщего обозрения, и, надо так понимать, по замыслу инициатора из ГПУ, -- для того, чтоб другим потенциальным «врагам» неповадно было. К врагам, кстати, причислили уже и Мирославу Гонгадзе.
В своей же речи на конференции Арлем Дезир высказал мнение: в Украине журналисты подвергаются опасности не только в зоне конфликта, но и на всей территории страны.
«…Наиболее активное обсуждение первой части конференции было связано с выступлением шеф-редактора сайта «Детектор-медіа» Натальи Лигачевой о работе украинских телеканалов, -- цитирую представителя СМИ из г. Днепр г-на Коржа. -- Она неожиданно заявила, что журналисты NewsOne, «112 Украина», «Интера» и других «олигархических СМИ» не являются журналистами. «Такие СМИ распространяют дезинформацию и фейки, а некоторые медийные организации их поддерживают и защищают, -- подчеркнула Лигачева. -- Те медиа, о которых я сейчас говорила, не являются журналистами, не являются медиа. Это квазимедиа, проксимедиа. Их голос в защите свободы слова не должен восприниматься как голос тех, кто защищает свободу слова».
Дезир Лигачеву не поддержал. «Журналист должен быть защищен независимо от того, какое медиа он представляет или какое мнение он транслирует. Конечно, может быть журналист, мнение которого нам не нравится. Но когда мы защищаем свободу прессы, это не потому, что нам нравится журналист или медиа, это потому, что нам нравится сам факт того, что пресса -- свободна», -- парировал представитель ОБСЕ.
По статистике, обнародованной еще весной с.г. Национальным союзом журналистов Украины, только за два последних года в Единый реестр досудебных расследований были внесены сведения о 641 производстве по «журналистским» статьям Уголовного кодекса, из этого количества порядка 40% дел было прекращено на стадии следствия.
С 2015-го по нынешнее время в суд попало лишь 4% от общего количества всех дел, связанных с профессиональной деятельностью журналистов. Причем только за первый квартал 2018-го был зафиксирован 21 случай физической агрессии против медиа, что несколько выше, чем в 2017-м.
«Учитывая такую неутешительную статистику, НСЖУ стремится добиться проведения парламентских слушаний по вопросам свободы слова и безнаказанности за нападения на прессу. Ввести регулярные отчеты следствия по результатам расследования убийств журналистов, нападений, запугиваний и других фактов препятствования их деятельности. Мы будем лоббировать создание института информационного омбудсмана с широким кругом полномочий по защите прав журналистов», -- заявил глава Национального медийного союза г-н Томиленко.
Но, судя по всему, ВР вполне устраивает ситуация: в парламентских планах на ближайшую перспективу такие слушания не запланированы.
К тому же время близится к выборам, и тут уж с прессой особо церемониться не станут: чуть что -- сразу появится «новый список Сарган».
Причем, кроме «черной метки» в реестре, медийщики могут получить и более «убедительные» доказательства, что они «не правы». Это на тот случай, если вдруг вздумают не только поддерживать, но и просто написать о кандидате, «не том, что надо».
И тут весьма кстати процитировать фрагмент статьи https://www.pravda.com, где речь идет о потенциальном претенденте на президентский пост г-не Бойко, который сейчас по рейтингам на третьем месте: «…Якщо уявити, що він отримає більшість голосів, -- це автоматично призведе до загострення конфліктної ситуації в межах України. За перемоги лідера фракції «Опоблок» можуть банально не дати доїхати на інавгурацію до Верховної Ради».
И если в 2015-м радикалы швыряли гранаты, протестуя всего лишь против внесения поправок в Конституцию, то сложно даже предположить, какой взрыв устроят «патриоты», если голоса достанутся не их человеку!
А уж что произойдет с прессой после публичного освещения сего действа, если, конечно, медиа не станут аплодировать радикалам, -- тут даже и гадать нечего.
Боком вылезет. К этому все идет.

Светлана ВАСИЛЬЕВА

https://www.2000.ua/blogi/avtorskie-kol … -bokom.htm