Редкий дар Владимира Гройсмана
23 Августа 2017
У украинского премьера редкий дар – он непременно оскандалится там, где этого наверняка не сделает большинство его рядовых сограждан.
«Хорошая новость! Украинский АН-74, сделанный в Харькове, отправится в Казахстан! За самолет заказчик уже выплатил 15 млн. долларов. Планируем и дальше работать над новыми рынками, развивать экспортный потенциал. Радуюсь, что на наших машинах будут летать во всем мире!» -- процитировали многие СМИ сообщение со страницы премьера Гройсмана в Фейсбуке.
Можно было бы просто поиронизировать над оптимизмом премьера в связи с единичной поставкой, ведь Казахстан к «новым рынкам» для самолетов советской разработки отнести сложно. Да и трудно рассчитывать, что разработанный в 80-е, имеющий достаточно узкую сферу применения и не проходивший модернизацию Ан-74 вдруг начнет пользоваться повышенным спросом на мировом авиационном рынке. Тем не менее, казалось бы, продали один самолет – и то неплохо, хотя достаточно ли этого для победной реляции на уровне главы правительства – большой вопрос.
Но вызвавшая восторг премьера поставка АН-74-го в Казахстан – это отнюдь не причина для радости, а повод для скандала, который, слава Богу, не начался исключительно благодаря доброй воле казахов. И хорошо, что не все заметили саму информацию, к которой был дан премьерский комментарий.
А новость такова: «Харьковский авиазавод выпустит самолет Ан-74 для Казахстана. Об этом 13 июля в пресс-центре Status Quo сообщил генеральный директор авиазавода Александр Кривоконь. По его словам, за самолет заказчик уже выплатил 15 млн. долл., но машину еще не получил.
По словам Кривоконя, он встречался с представителями недавно созданного Министерства военной промышленности Казахстана. «Мы доработали контракт и договорились, что производство самолета пойдет по давальческой схеме, при этом гарантом достройки выступит "Укрспецэкспорт". Ожидается, что СНБО в Казахстане выделит под контракт деньги на следующий год. Сборку начнем с конца лета, а в сентябре 2018 года планируется выпустить машину. Затем ожидаются заказы еще на четыре машины для Казахстана», -- отметил Кривоконь.
Ясность же относительно того, из-за чего пришлось «дорабатывать контракт», внесла информация, полученная позднее агентством Sputnik Казахстан в пресс-службе МВД Республики Казахстан. «…В МВД Казахстана рассказали, что договор на поставку самолета был заключен в феврале 2014 года − в документе оговаривалось, что воздушное судно будет поставлено в ноябре 2015 года. Договор был заключен на сумму 30 миллионов долларов США. Национальная гвардия МВД Казахстана оплатила половину этой суммы. На данный момент действует дополнительное соглашение к договору, согласно которому срок поставки определен – ноябрь 2017 года. В настоящее время самолет на стадии готовности в 90%. Причиной задержки поставки является отсутствие у авиационного предприятия финансовых возможностей (т.е. несмотря на предоплату, денег у производителя на достройку нет. – Авт.)», — говорится в ответе министерства на запрос Sputnik Казахстан. В пресс-службе отметили, что Нацгвардия РК в соответствии с республиканским законодательством приняла все меры по исполнению условий договора и достройке самолета». Создается впечатление, что казахское агентство Sputnik Казахстан решило дезавуировать восторги Гройсмана.
Ведь очевидно, что контракт на поставку машины был заключен еще при «преступной власти» (в последние дни ее существования), и с тех пор сроки его выполнения сорваны дважды, заказчик не получил самолет в ноябре 2015 г. и, как следует из заявления директора Харьковского авиазавода, не получит и в ноябре 2017-го, лишь в сентябре 2018-го, если все пойдет по плану.
Причиной срыва казахские партнеры однозначно называют финансовые проблемы производителя. При этом отмечают: «Украинские и российские СМИ сообщали, что задержка поставки самолета в Казахстан связана с невозможностью поставок в Украину ряда авиационных приборов и деталей, которые изготавливаются в России».
Видимо, последним обстоятельством и объясняется то, что достройка самолета будет происходить по, наверное, уникальной для всего мирового авиапрома давальческой схеме, т.е. когда заказчик самостоятельно приобретает все материалы и комплектующие, оплачивая изготовителю лишь непосредственно работу. Впрочем, нельзя исключать и того, что казахи просто не хотят передавать «кэш» непосредственно в руки украинских партнеров.
Ведь в разъяснении для казахского издания ничего не говорится о новом пересмотре контракта, о чем рассказывал директор ХАЗа, а наоборот, указывается, что по действующему соглашению - срок поставки - ноябрь 2017 г. Т.е. новые условия, используя лексику директора ХАЗа, «ожидаются», они окончательно с казахстанской стороной еще не согласованы.
Очень трудно избавиться от впечатления, что готовность покупателей «идти навстречу» обусловлена не столько крайней потребностью именно в этой машине (к слову, Ан-74 производит и Омское объединение «Полет»), сколько желанием не дать пропасть своим уже заплаченным за самолет денежкам. На степень их доверия к украинским партнерам наглядно указывает то, что в качестве гаранта достройки они потребовали «Укрспецэкспорт».
Что же касается перспектив постройки еще четырех машин для Казахстана, если эту сделку удастся довести до логического завершения, то, боюсь, это не более чем попытка покупателей дополнительно стимулировать украинцев к выполнению заключенного контракта – дескать, сделаете, закажем еще. К слову, первый украинский Ан-74 Казахстан получил в 2013 г. И судя по тому, что сразу последовал новый заказ, тогда особых нареканий у казахских партнеров не было.
Такая вот получается очередная «победа», о которой рапортовал премьер. По-честному же сообщение на странице главы правительства должно было бы звучать так: «Самолет, который был заказан еще при прошлой власти и должен был быть поставлен два года назад, внесший предоплату покупатель ждет в ноябре нынешнего года. Но, возможно, он будет изготовлен через год, если заказчик примет наши новые условия».
И что мешало правительству помочь Харьковскому авиазаводу найти кредит на приемлемых условиях под выполнение твердого контракта и проконтролировать использование этих средств - даже не из соображений конкретной коммерческой выгоды, а ради недопущения имиджевых потерь украинского авиапрома, сохранения репутации надежного партнера! Ведь репутацию легче всего потерять (и она уже явно теряется) и тяжелей всего восстановить.
В целом же история четырехлетних страданий с одним-единственным находящимся в производстве самолетом, на который имеется твердый контракт и произведена предоплата, наверно, говорит не о начале возрождения, а об агонии украинского авиапрома. Ведь как не вспомнить, что только Ту-134 ХАЗ произвел в свое время 972 штуки.
Александр ФИДЕЛЬ