Сергей Глазьев написал Путину об угрозе враждебного поглощения страны
Прошедшая неделя оказалась богатой на разного рода экономические итоги и прогнозы. Например, международная консалтинговая компания PricewaterhouseСoopers осчастливила мир докладом, в котором рассказала, какие экономики станут самыми мощными к 2050 году. По мнению аудиторов, к 2030 году Россия займет пятую строчку в рейтинге крупнейших экономик мира вслед за Китаем, США, Индией и Японией. А к 2050 году опустится на шестое, пропустив вперед Бразилию.
В PricewaterhouseСoopers уверены, что в ближайшие десятилетия развивающиеся экономики будут расти энергичнее, чем развитые. В итоге России предстоит обойти все три «локомотива» Европы — Германию, Великобританию и Францию — и стать самой мощной в Старом Свете.
Однако есть и другие взгляды на настоящее и будущее российской экономики. Например, Владимир Путин, похоже, сейчас как никогда близок к осознанию полной бесперспективности и даже аморальности попыток продлевать агонию существующей модели экономической политики, скроенной по западным образцам рыночного фундаментализма.
Неутешительные результаты очередного года, прожитого страной и ее гражданами по предложенному гайдаровскими последователями инерционному сценарию, Путин был вынужден на днях констатировать официально. А к концу недели стало известно, что глава государства поручил РАН и лично ее президенту Юрию Осипову подготовить альтернативную стратегию. Доклад «О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности» должен быть представлен уже к марту. Учитывая преобладание в академическом сообществе сторонников идеи более активной роли государства в регулировании экономических процессов, Владимир Путин, судя по всему, готов услышать нечто совершенно крамольное с точки зрения правящего истеблишмента, который в течение всего постсоветского периода интеллектуально-идеологически окормлялся заезжими либеральными миссионерами.
Этот шаг сохраняет надежду на то, что в «очистительном огне» кризиса (в том, что, несмотря на удачно пройденные «засады», основные испытания у России еще впереди, Президент признался буквально на днях) наконец не только сгорит сам бананово-углеводородный сырьевой уродец, но и сойдет на нет влияние на умы правящего класса со стороны идеологов из гнезда Гайдара – Чубайса – Кудрина. Об этом может свидетельствовать спецзаказ, который глава государства дал российской Академии наук.
Напомним, что уважаемая академическая структура в последние годы была, мягко говоря, отстранена от участия в мозговых штурмах, который периодически устраивает администрация Президента и правительство. Достаточно сказать, что Стратегия 2020, вокруг разработки которой в свое время было поднято много шума, готовилась преимущественно деятелями, представляющими либеральный «мозговой трест»: Высшую школу экономики и Российскую академию народного хозяйства и госслужбы.
Правда, председательство в рабочей группе вице-президента РАН и по совместительству члена совета директоров «Роснефти» Александра Некипелова, безусловно, вызывает определенный когнитивный диссонанс у наблюдательных экспертов. В то же время явным реверансом в сторону патриотической общественности выглядит присутствие в списке разработчиков такой знаковой и популярной фигуры, как экономист Сергей Глазьев. Предполагается, что советник Президента и академик РАН будет координировать разработку антикризисного плана на уровне администрации Президента.
Такой вариант развития событий косвенно подтверждает то обстоятельство, что Сергей Юрьевич уже представил Президенту аналитическую записку (о ее содержании сообщили «Ведомости»), в которой говорится, каким образом не просто встретить кризис во всеоружии, а достичь поставленных Президентом целей даже в условиях глобальной нестабильности.
Антикризисная стратегия Глазьева содержит призыв к восстановлению экономической правосубъектности и суверенитета России в условиях жесточайшей «конкуренции на выживание», в которой оказалась страна на международной арене. Как утверждает экономист (и с ним, пожалуй, придется согласиться), Запад ведет против России бескомпромиссную финансовую войну. «Театром военных действий» является банковский сектор экономики, а основным оружием — эмиссия необеспеченных дензнаков. Главным трофеем в этих финансовых битвах является обладание реальными ресурсами, которые пока (хочется верить) еще находятся в распоряжении РФ и населяющих ее народов.
Автор письма называет такую политику «легализованной агрессией» и раскрывает основные механизмы ее осуществления. Глазьев указывает, что в рамках нынешней экономической модели «зависимость предложения денег от зарубежных источников предопределяет зависимость финансового рынка от иностранных инвесторов, недостаток внутренних источников долгосрочного кредита, маломощность и неконкурентоспособность банковского сектора, влечет сырьевую ориентацию экономики и упадок внутренней обрабатывающей промышленности». Далее Сергей Юрьевич приводит алгоритм «ненасильственного» оприходования наиболее лакомых кусков российской экономики. Как напоминает Глазьев, денежные власти США, ЕС, Японии и Великобритании «в качестве стержневого направления антикризисной политики рефинансируют свои банки под отрицательные процентные ставки в реальном выражении», эмитированные за последние два года 1,5 трлн долларов, 1,2 трлн евро и «сравнимые суммы в иенах и фунтах стерлингов» направляются на рефинансирование выстроенных ими долговых пирамид, а также используются для скупки реальных активов по всему миру. Притом эти банки загоняют в долговые ловушки, продолжает Глазьев, «с целью последующего присвоения реальных активов и принуждения к политическому подчинению». Если развить данную основную идею, окажется, что российские монетарные власти, по сути дела, являются «спарринг-партнером» Запада в антинациональной игре, поскольку они искусственно вынуждают отечественных заемщиков выстраиваться в очередь за длинным долларом, фунтом и так далее к нашим геополитическим конкурентам. После чего те, совершив одно неверное движение на рынке, зачастую оказываются в «кредитной яме» и вынуждены в добровольно-принудительном порядке расставаться с ценными активами. Это происходит вследствие пассивного характера кредитно-денежной политики, уже давно осуществляемой в неоколониальном режиме «карренси боард», когда «туземная» администрация может напечатать лишь такой объем национальной валюты, который соответствует выручке, поступившей в страну от продажи в метрополию ресурсов.
Особенно циничный оттенок эта финансовая махинация приобретает, если иметь в виду, что наши власти предержащие умудряются так ловко продать российское экономическое «мясо» Западу, что субъекты национальной экономики еще и оказываются должны последнему. Вырученные от реализации продуктов природной минерально-сырьевой кладовой необеспеченные разноцветные бумажки вскоре перекочевывают в виде инвестиций в американские ценные бумаги за океан.
Чтобы избежать сценария «враждебного финансового поглощения», академик РАН предлагает «на новой длинной волне экономического спада» ворваться в открытое (в период смены технологических укладов) окно возможностей. Для этого нужно, как указывается в записке, резко (до 35–40%) повысить норму накопления, нарастить инновационную активность и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (до 4% ВВП), а также повысить эффективность расходуемых средств. Эффективно мобилизовать средства в такой ситуации может только государство. Для этого в законе «О стратегическом планировании» Глазьев предлагает прописать «политику опережающего развития». По его мнению, необходимо кардинально изменить денежно-кредитную политику на основе развития внутренних источников денежного предложения, а также создать бюджет развития для инвестирования накапливаемых в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния денег.
То, что озвученные предложения ожидает непростая судьба, стало понятно уже по первой раздраженно-саркастической реакции на них в коридорах власти. «Это какое-то недоразумение. Вы же пошутили?» — как утверждают «Ведомости», развел руками высокопоставленный федеральный чиновник, узнав от корреспондента о содержании записки Глазьева. Отец «прихватизации» Анатолий Чубайс оказался еще более язвителен. «Человек, утверждающий, что США и Европа эмитируют деньги для захвата российских активов по дешевке, не может считаться экономистом», — написал в своем ЖЖ организатор самого циничного и беспардонного в отечественной истории «большого хапка». Так что в известном смысле этот недружественный выпад Сергею Глазьеву стоило бы рассматривать как комплимент.
Обращает на себя внимание, что Глазьев, будучи советником Президента, не обращается к нему напрямую посредством традиционной бюрократической «вертушки», которая наверняка в силу статуса есть в его распоряжении, а формулирует свои соображения в виде открытого письма и, таким образом, помимо первого лица государства апеллирует еще и к заинтересованной широкой общественности. Из этого можно сделать вывод, что автор обращения отнюдь не страдает излишней самонадеянностью и не верит в то, что патриотам удастся выиграть битву с либералами за расположение первого лица государства (от позиции которого зависит конечная судьба антикризисного плана) в келейно-кулуарном режиме. Там преимущество априори имеют высокопоставленные лоббисты, представляющие интересы доминирующих на политической поляне РФ финансово-олигархических кругов. В условиях, когда банкротство исповедуемого ими курса становится очевидным для все большего числа граждан, подключение общественного мнения абсолютно оправданно и даже необходимо.
Василий Ваньков