«Голосуй – не голосуй» по-немецки

Сегодня 
Новость о том, что Ангела Меркель будет баллотироваться на четвертый срок на пост канцлера, многими, особенно за пределами Германии, была воспринята с недоумением.
Действительно, и двенадцать лет на главном государственном посту по меркам «правильной демократии» вроде-бы и так чересчур (Ангела Меркель занимает пост федерального канцлера с 2005 года), а главное – её личный рейтинг, как и её партии ХДС, стремительно катится вниз, в значительной мере из-за миграционного кризиса, свидетельством чему серия чувствительных неудач (чтобы не сказать провалов) на региональных выборах в последнее время.
Самое время, как представляется, уйти на политическую «пенсию», уступив дорогу молодым. Ведь, как принято считать, именно самоуверенность «политического отца» Ангелы Меркель Гельмута Коля, недооценившего усталость немцев от себя после шестнадцатилетнего правления и решившего побороться за пятый срок в канцлерском кресле, обусловило поражение его партии на выборах 1998 года. Не помогли и исторические заслуги Гельмута Коля, в частности, в объединении Германии.
Но хотя сегодня с точки зрения авторитета в немецком обществе Ангела Меркель чувствует себя гораздо хуже, чем Гельмут Коль в 1998 году, нужно признать, её шансы на сохранение поста канцлера после выборов Бундестага в августе-сентябре 2017 года чрезвычайно высоки. Напомню, что ФРГ является чисто парламентской республикой, в которой вся полнота власти сосредоточена у формируемого парламентской коалицией правительства во главе с канцлером.
В нынешнем Бундестаге действует так называемая «широкая коалиция», состоящая из двух крупнейших политсил Германии – блока ХДС/ХСС (в котором, как исторически сложилось, Христианско-Социальный Союз фактически является Баварским «филиалом» ХДС) и Социал-Демократической Партии Германии, «Левые» и «Зеленые» находятся в оппозиции. Собственно, по аналогии с немецкой политической практикой «ширкой» прозвали коалицию между Партией регионов и БЮТ, попытки создания которой предпринимались в 2008-09 гг.
Причем, за всю историю ФРГ не было случая, чтобы ХДС/ХСС  или СДПГ могли в одиночку получить большинство и сформировать правительство (На выборах 1976 года блок ХДС/ХСС получил 48,6 % голосов, но остался в оппозиции). На протяжении десятилетий «золотой акцией» обладала не набиравшая более 10% Свободно-Демократическая Партия, побывавшая в оппозиции лишь в 1966-69 гг., когда действовала первая «широкая коалиция».
Только в 1998 году социал-демократы смогли создать большинство с появившимися в 80-е «зелеными», оставив в оппозиции и ХДС/ХСС и СвДП. «Красно-зеленая» коалиция (социал-демократов ассоциируют с красным цветом) просуществовала до 2005 года, когда после выборов оказалось, что ни одна из ведущих политсил не в состоянии сформировать большинство со своими традиционными партнёрами, а «левые» категорически отказались входить в «буржуазные» коалиции (да их особенно и не звали)
Так родилась немецкая «ширка», которая, к слову, немецким обществом была воспринята весьма неоднозначно (в чем тогда смысл выборов, если главные оппоненты потом договариваются между собой?). В 2009 коалицию вновь создали ХДС/ХСС и СвДП, а в 2013, когда последняя впервые в истории не преодолела 5-процентный барьер, новая широкая коалиция оказалась неизбежной.
Что-же касается выборов 2017 года, то по данным социологов общая тенденция такова, что помимо двух ключевых политсил в новый бундестаг уверенно проходят Левые, Зеленые и стремительно набирающая популярность «право-популисткая» Альтернатива для Германии, СвДП под большим вопросом. При этом, несмотря на все последние «неприятности» ХДС/ХСС остаются лидером электоральных предпочтений, поскольку растущие Левые, Зеленые и особенно АдГ своих сторонников «черпают» как раз из традиционного электората вышеназванных партий.
И получается, что ни ХДС/ХСС, ни СДПГ, скорей всего, не смогут создать коалицию со своими прежними «младшими» партнерами, тем паче, что Левых и АдГ пока в любой коалиции с «системными» партиями представить сложно. Значит, остается новая широкая коалиция, благо, это уже достаточно слаженная и сработанная конструкция, следовательно – и Меркель вновь канцлер.
То, что о «намерениях» Меркель стало известно сразу после того, как правящая коалиция договорилась о выдвижении нынешнего министра иностранных дел, фактического лидера социал-демократов и потенциального соперника Ангелы Меркель Франка-Вальтера Штайнмайера на статусный, но в большей степени номинальный пост президента Германии (ныне его занимает христианский демократ Йохим Гаук) определенно указывает на то, что соглашение по основным параметрам ново-старой коалиции уже достигнуто – пост президента стал платой Штайнмайеру и социал-демократам за поддержку Меркель после выборов. Для простого же избирателя, как говориться, «голосуй – не голосуй…»
Стоит обратить внимание и на то, что наверняка давно вынашиваемые договоренности были формализованы сразу после сенсационного избрания Дональда Трампа президентом США. И, похоже, «идеологическая» основа стратегического (а не ситуативного) альянса давних «системных» соперников «новой волне», олицетворением которой стал Дональд Трамп, а в Германии в этом же «сегменте» активно наращивает мускулы АдГ.
Действительно, победа Трампа может стать для «альтернативщиков» мощным импульсом – если доселе многие видели в них маргиналов, которых не стоит воспринимать всерьез, тем более – тратить на них голос, то итоги американских выборов и Брекзит дали сигнал избирателям, что «ничего невозможного нет».
Тем паче, что до осени будущего года, когда состоятся выборы в Бундестаг, может произойти немало событий, способных сыграть на руку АиД, особенно выборы в Австрии и Франции, которых сторонники «либеральных ценностей» ждут с особой тревогой. Так что и в Германии далеко не все уже предопределено.
Александр ФИДЕЛЬ

http://www.2000.ua/blogi/avtorskie-kolo … emecki.htm

Отредактировано ASTROLOGER (2016-11-18 17:55:39)