СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Политика и не только (текущие темы) » "Мальчик и… мальчик" (с). Ржавые скрепы.


"Мальчик и… мальчик" (с). Ржавые скрепы.

Сообщений 1 страница 20 из 26

1

Да почему вы так говорите, как будто у неё их…
– А что, первый он у неё, что ль? Ну, не шестнадцать, поди, ей?
– Да, не шестнадцать. И не первый. А если это любовь, Надя?
– Кака любовь?
– Така – любовь.

Диалог из культовой комедии

***

Не так давно, в статье «Ностальгия по разрушителям» я говорила о том, что в позднесоветских киносюжетах постоянно крутилась тема «доставания импортного дефицита», а преклонение перед иноземными лейблами сделалось не просто общим местом, но уже – привычным фоном. Бэкграундом эпохи застоя. Именно эти прозаические мелочи, детальки неуклонно формировали особую философию потребления, а поскольку с модными-престижными товарами в СССР было туговато, раззадорившийся обыватель не нашёл для себя ничего лучшего, кроме как сокрушить «серый совок» и устремиться по направлению к сияющим витринам буржуинства. Сегодня разговор пойдёт о семье, о мужчине и женщине. О детях. Что предлагали нам на десерт? И вообще – стоит ли вообще устраивать акты ностальгии по тому времени? Не там ли кроются причины хаоса 1990-х и росточки нашей современной «глянцевой» бездуховности?

…Искусство никогда не бывает «просто так», ради красного словца – оно всегда что-то выражает: силу или немощь, смысл или его поиски, надежду или безнадёгу. Стремление к свету или – копошение в грязище. Поэтому с писателя и художника – особый спрос. Кроме того, «…поэт в России – больше чем поэт», а творцы кино для нас не развлекатели, но – созидатели вкусов, истин, стилей жизни. Во всяком случае, мы привыкли так считать. Нынче много спорят о так называемом «перестроечном кино», обо всех этих «Маленьких Верах» с «Интердевочками». Мол, именно в конце 1980-х заржавели наши скрепы, рухнули твердыни, утратилась девическая чистота… и так далее. Вакханалия и похоть. Гнусь, гниль, грязь, мразь. Будто всё это возникло на пустом месте и появилось из ниоткуда. Или из каких-нибудь параллельных сфер. Ан нет, дорогие мои! Вспомните-ка наших положительных (!) героинь предшествующей застойной эпохи – начиная с трепетной стюардессы, которая оставалась ночевать у приглянувшегося ей физика-ядерщика, заканчивая мятущейся бабёнкой из мелодрамы «Прости!». То бишь с середины 1960-х годов и вплоть до пресловутой перестройки нам регулярно показывали ветреных девушек и «опытных» женщин, спокойно меняющих свои привязанности. Ещё раз подчеркну: всё то были правильные советские труженицы, а не размалёванные стиляжки или злостные тунеядки. Авторы сценария как бы говорили нам: адюльтер – это нормально; измена – возможна; любовь – это не штамп в паспорте. А дети? Они – поймут, когда вырастут. Они выросли. Поняли. Просекли смысл. Начитались статеек в Cosmo и Men’s Health, понеслись по клубам, ввели в моду тезис: «Мужчина – полигамен, а женщине для здоровья тоже нужно разнообразие!».

Люди старшего, пожившего поколения с ностальгическим умилением крутят кинокартины 1970-х, браня блудливую да шалопутную современность. Но чем, к примеру, отличается симпатичная Оля Рыжова из «Служебного романа» от вашей офисной сослуживицы, желающей увести мужа из семьи? Зрителю доказывалось: Оленька – славная, милая и вся такая минорная. Больше того – ей по сюжету «достался» приличный муж, а ещё – взрослый ребёнок. Однако же авторы давали понять: желание измены – это естественно, а Рыжова – не наглая хищница, а – бедняжечка. А кто таков у нас Новосельцев? Отец-одиночка, брошенный и оставленный. Жена – закрутила. Плохо, потому что двое детей «мальчик и… мальчик» – это сложности и треволнения, но вместе с тем – дело-то житейское. Все гуляют, и новосельцевская «половинка» слиняла, свинтила, ускакала. Нормально, ребята! Продолжаем гулять. В культовой мелодраме о Москве, слезах и Катюше Тихомировой явственно показано: главная героиня до встречи с принцем Гошей имела любовника, который и не собирался что-то менять в своей устроенной, упакованной и сытой жизни. Плюс пикантная связь на стороне, да ещё и с женщиной-боссом. Впрочем, и сама Катерина – отнюдь не образец женской сдержанности и стыдливости. Интересно, что крепкая, традиционная семья – только у простоватой Тоси, которая так и не избавилась от своих деревенских обыкновений (как, впрочем, и её хороший, но такой незамысловатый Коля). Идём дальше?

Персонажи «Осеннего марафона» не просто бегут по жизни, но по ходу своего движения рушат свои и чужие судьбы. Семьи. Инфантильная, требовательная и, понятное дело, несчастная Алла требует от своего кавалера окончательного разрыва с женой, тогда как мешковатый увалень Бузыкин вечно увиливает. Ему, разумеется, противно сидеть на двух шатких стульчиках, но он до такой степени погряз во лжи и в своих сиюминутных удобностях, что… всё остаётся на своих местах. Зритель наматывал на ус: это – не грех и не провал. Все так бытуют-обитают, вон и в кино – приличные люди, а шастают по любовницам, врут жёнам, изворачиваются, скользят. Так жить – можно! Чем утешиться, если даже кристально-безупречная, прямо-таки дистиллированная медсестричка из «Афони» с ходу оказывается в постели нетрезвого сантехника? Где искомые скрепы-то?!

В великолепном кинофильме «Родня» мы снова наблюдаем привычную коллизию: две одиноких бабы – мать и дочь плюс подрастающая юница, которую по какой-то неведомой мне причине играет мальчик – звезда тогдашнего детского синема Федя Стуков. Хотя… я понимаю, почему именно – Федя, а не какая-нибудь Маша-Наташа. Эпоха требовала и вызывала девочек-хабалок, которые уже с младых ногтей не ждут милостей от природы, а летят на всех парах к своему выстраданному счастью. А кто сможет наиболее сочно и смачно сделать хамоватую детсадовку? Только паренёк, не стесняющийся кинокамер. Больше того – маленькая и одинокая Иришка, слушающая в громадных наушниках забойный хит «Sunny» от Boney-M, никому особо не нужна. Дебелая красавица-мать ищет себе нового мужчину. Бабушка – бабушка в деревне. Папа, точнее – бывший папа, гораздо больше интересуется своим замысловатым хобби, чем налаживанием отношений в семье. В тех фильмах нам весьма часто показывали детей, у которых нет даже традиционного конфликта с отцами – просто отчуждение. Корректное и даже какое-то покорное. Ушла в наушники с Boney-M – и понеслась в дивный новый мир. Кстати, дочка начальницы Тихомировой в «Москве слезам не верит» упивается музыкой той же группы и тоже – в гигантских наушниках. Маме вечно некогда, а девочка – привыкла.

А вот и любимая новогодняя сказка – «Ирония судьбы»! За одну ночь взрослые, сформировавшиеся люди ломают налаженные связи и – устремляются к неведомым далям, непознанным ощущениям, романтической феерии. Недаром пьяненький и грустный Ипполит произносит ключевую фразу: старое разрушить легко, а вот создать новое очень трудно. Точнее – невозможно. Однако зрителю давали надежду, аки сладенькую конфетку: любовь и страсть важнее устойчивых привязанностей, а всё тот же Ипполит стал более-менее похож на… живого человека только после того, как нажрался в стельку. Выходило чудное – положительный герой просто обязан крушить систему. Любую. И отношения М + Ж здесь выступают удобопонятным символом.

В музыкальной комедии «Карнавал» нам показывают славную и хорошенькую, но очень уж наивную провинциалку Нину Соломатину – понаехавши в столицу, девушка очень быстро заводит необязывающий роман с «мажором» Никитой. Живёт с ним на съёмной квартире, а потом сильно удивляется, что гулёна-Никита оказывается неверным кавалером. Впрочем, и сама Нина – дочь залётного интеллигента, который когда-то устроил себе амурное приключение в далёком затерянном городке. Дело-то житейское. Матери-одиночки и девочки-припевочки – вот были героини того «стабильного» времени! Опять-таки положительная Лида из драмы «Не могу сказать "прощай"» тоже с ходу – с лёту приводит к себе на ночь заводского красавчика Сергея Ватагина. Замечу, это не размалёванная финтифлюшка, а именно – «…хорошая девочка Лида», прямо как из популярного стихотворения. Но… Даже хорошие девочки, судя по всему, не особенно берегутся. Прошли времена Тоси Кислицыной, которая в свои восемнадцать лет не умела целоваться и не знала, что бывает меж мужчиной и женщиной! Что у нас там далее по курсу? Десятиклассница из молодёжного фильма «Школьный вальс»… беременеет накануне выпускного бала, а её бойфренд женится на другой – на обеспеченной. Впрочем, и её скоро бросает – это же так современно!

А уж каким златым кладезем «нравственных уроков» видится «Зимняя вишня»! Три подруги – три судьбины. Оля – разведёнка с ребёнком, на которого ей, в сущности, плевать. Ради своих похотей и прихотей она спокойно кидает Антошку на пятидневку. Самый пронзительный фрагмент кинокартины – это когда мальчик истошно вопит: «Не хочу на пятидневку!» Он-то мечтает хотя бы по вечерам видеть маму, ибо на выходные она предпочитает (если получается!) подкинуть сына бывшей свекрови. Разумеется, женатый любовник. Безусловно, не собирается бросать надоевшую, но привычную жену. А что же Оля? В поисках мужчины она кидается из крайности – в глупости. Это в её нехитрой картине мира именуется «поисками счастья». Могутная баба-конь Лариса – эта тоже без мужика. Сурова, неприступна, каменно-скалиста. Не влезай – убьёт! На протяжении всего повествования транслирует ненависть к «этим тряпкам» мужска пола. Ласковая, надёжная и – вечно побитая Валя – сожительница хоккеиста Саши. Этой – сложнее иных, ибо замазывать синяки и урезонивать бушующего спортсмена – дела скорбные. Вот они – героини времени. Три грации.

В 1980 году на экраны вышел замечательный, добрый фильм «Однажды двадцать лет спустя». Повествование строится вокруг встречи выпускников – каждый должен вспомнить самое главное в своей жизни, ибо это не просто вечер воспоминаний, а телесъёмка – тут важно не ударить в грязь лицом! Мы видим серьёзных людей – с состоявшейся карьерой и солидными проектами, а главная героиня вдруг произносит совсем уж странное – с точки зрения всех этих архитекторов, телеведущих и востребованных поэтесс: «Я просто мама». Ни прибавить, ни убавить. Все взволнованы – Надюшка была отличницей, общественницей, гордостью класса и вдруг – домохозяйка, наседка. Допустимо ли? Вот и бывший одноклассник советует: детей на продлёнку, в детсады, а сама – в бой! На реализацию талантов! Его-то жена – работает, как положено в «нормальной» семье. А дети – они и на детсадовском горшке посидят, не треснут. Разумеется, всё проясняется, когда Надя Круглова сообщает, сколько у неё детей – цифра обескураживает и восхищает. Мать-героиня. Уникум. То есть нормальная женская доля – это нечто из ряда вон. Типичные современницы – это те, другие, у которых Антошки – на пятидневках, а любовники – в бегах.

И это – только всем знакомые, популярные и до сих пор цитируемые стандарты. Кинематограф эпохи застоя транслировал бесчисленные образы разведённых или брошенных женщин; матерей или отцов – одиночек, молодых пар, живущих «просто так», без отягощающего штампа. Героини были хороши собой, стильно одеты, самостоятельны и – свободны. Лет в тридцать пять. Кстати, одна из причин, по которым сделался популярен сценический (и не только сценический!) имидж Аллы Пугачёвой, кроется в тех же самых деталях. Сильная, красивая, модная и одинокая женщина – она жаждет любви и необязательно – навсегда. Мужчины чаще всего смотрелись этакими слабаками, но если присмотреться, то сплошь – вузовские преподаватели, врачи, доценты с кандидатами. Зритель хлопал глазами, впитывал и делал выводы.

Мы сейчас идеализируем поздний СССР с его благостной стабильностью, а все эти премилые киношки про Олю да про Катю бесконечно крутятся по всем каналам. Стройным хором ругаем перестроечный бардак и «брутальную» современность. С рефреном: «Раньше было лучше, потому что оно – раньше! И скрепы – были!» Ан нет. Ржавые оказались скрепы – оттого и притопали в сторону «Маленькой Веры». Она – итог. Она – не вдруг. Теперешние сериальчики про офисных милашек и статейки в глянцевой прессе на тему «Как окрутить босса за три дня» – все они родом из «Служебного романа», из позднесоветского вранья. Вранья на всех уровнях – от политического до семейного. Вы всё ещё полагаете, что Маленькая Вера завелась от сырости?

Галина Иванкина

Источник: http://zavtra.ru/content/view/rzhavyie-skrepyi/

0

2

Классная статья. Спасибо, Мачача. Все верно.

0

3

Хуле идеализирен?!
Жысть она такая сука...
В 43 годе, када Луганск освободили от оккупации, бабкина школьная подруга децтва через пять-шесть месяцев родила четвертого хлопчика. Четвертого, ибо от погибшего в 41 годе мужа было уже трое погодков. На постое в ихнем домике, симпатишном и уютном квартировал с полгода итальянец-офицерик из интендантский войск. Вся улица знала, чей хлопчик - ни у кого язык не повернулся стукануть. Знали, что благодаря этому адъюльтеру  с курчавым итальяшкой, выкормила своих мальцов и других кормящих матерей сухим молоком, сливочным маслицем да концентратами спасала.

0

4

Хочу напомнить одну весчь.

Вернее, две:
1. СССР был государством, выстроенным вокруг революционной идеологии;
2. В СССР официальной религией был атеизм.

Первое означает, что любые "скрепы", основанные на традиции - раньше, мол, отцы-деды наши так жили, и жили хорошо - давайте, мол, и мы будем жить так же - и сами заживем хорошо - так вот, все это применительно к СССР не работало.
В школе учили, что всякая жизнь до революции была полный Израиль и Адъ. Такую жизнь никак нельзя было брать в качестве примера.
С ее укладом, большими крепкими семьями, кучами родни и сложными между ней взаимоотношениями - все это, по-хорошему, подлежало решительному осуждению, должно было сгинуть вместе со старым режимом и замениться отношениями нового типа, основанными на коллективизме и преодолении ограниченно-личного.

Второе - что любые возможные "скрепы" не должны были противоречить научному мировоззрению. А это дарвинизм, учение о рефлексах Павлова  плюс труды классиков марксизма-ленинизма. Из которых, в частности, следовала необходимость "отмирания буржуазной семьи"- т.е., семьи традиционного типа, основанной на общем ведении хозяйства и совместном воспитании детей.
В принципе, предполагалось, что при коммунизме воспитание детей возьмет на себя общество, специально обученные для этого люди, а родителей ничего не должно отвлекать от работы в трудовом коллективе.

Еще во времена Хрущева об этом писали много - и даже у тогдашних советских писателей-фантастов отсутствие родителей было общим местом, если те писали про коммунизм.
Вот при Брежневе тему эту просто как-то задвинули подальше, но придумать какое-то серьезное обоснование семье старого образца как-то забыли.

Да, с точки зрения учения Дарвина человеческие, как и любые другие самки, имеют полное право конкурировать любым возможным способом за гены наиболее успешного самца. Ну, по большому счету - за хорошие условия для потомства тоже. Потому, грубо говоря, муж тракторист, любовник - молодой талантливый ученый / секретарь райкома / спортсмен / космонавт - это, в принципе, не противоречило господствовавшей идеологии напрямую.
Хотя, забавным образом, все же почему-то (не помню, чтобы действительному этому давалось какое-то вразумительное объяснение)- считалось "блядством" и "аморалкой".
И, фактически, формат дореволюционной семьи считался "правильным".

Плюс, несомненным достижением революции считалось "освобождение женщины" - в том числе свобода развода и свобода регулировать деторождение - то бишь, в условиях СССР - делать аборты.

Все это и давало довольно бардачно-хаотическую картину личной жизни героев и героинь советского кино.
Революции в семье, как ее замышляли сами революционеры - тот же д.Ленин, по большому счету, жил чем-то вроде гарема с женой, любовницей и тещей и не парился по этому поводу - не произошло, почему не произошло и что вместо ее - никто толком не объяснял.
Ждали, что она сама произойдет когда-то в будущем - всяко путем разрушения семьи как таковой.

Потому особых каких-то скреп, конечно, из советского кино особенно не соорудить - тут целиком поддержу афтора.

0

5

А я тебе скажу так - водочьки пей! Да дело разумей! Во как!

Что же касается остального - то супруга у тебя красивая - это я помню всегда и всегда помнил. Я рад за тебя, что так тебе повезло. Мне не так повезло - у мене на путе тольки одне онфисэчьке. И им йебать в рот как сабакам!

Что же до другого. Надо наконец собратцо и соорудить отчот с путевыми заметкаме. Я вообще проебал ету тему.

Надо. Возьмусь.

0

6

Вся драматургия (да и вся литература) построена на конфликте.

Без него (их) о чём писать? Собственно "Анна Каренина" и начинается с фразы: "Все счастливые семьи похожи друг на друга" И... писать роман просто.. не о чем.

Так что если в книге (фильме, пьесе) нет войны или революции, то... откуда конфликт-то взять? Пьесу "заседание парткома" что ли писать и снимать по неё фильм "Премия"?

0

7

Видишь ли. Практически не смотрю отечественную телемутотень - разве что включают иногда что-нибудь на кухне душещипательно-зубодробительное...

Но вынужден признать.
В современных отечественных сериалах дамам тем или иным способом вбиваются в башку следующие вполне себе скрепы:
- надо выйти замуж (лучше за богатого-обеспеченного, но можно и за "перспективного");
- надо родить детей / рожать детей - это хорошо. Даже в ущерб работе, карьере и т.п.
- надо, как там это называют "бороться за свое счастье". То есть, не считаясь ни с чем стараться быть приятно-полезной своему "мужуку" и безжалостно любыми способами отшивать "конкуренток". Рано или поздно, "мужук", мол, оценит.

Скрепы как скрепы.
При том, что ранее раскрученные темы:
- успешных проституток;
- успешных многократных разведенок;
- успешных идейно бездетных;
- успешных лесбиянок и прочих разных некрофилок,
как-то сошли на нет. И даже Собчак куда-то задвинули с телевидения, а даже если не задвинули - то все равно она стала восприниматься скорей нелепо-уродливым каким-то архаизмом 90-х, чем "светской львицей" и примером для подражания, как раньше.

Ничего подобного в советских фильмах, кроме совсем старых, и близко нет.
Там тема семьи-быта-родственников-детей героям только мешает. Мол, такой молодец, а это дерьмовое болото никак не дает ему по-настоящему взлететь.
Конфликт, ну да.

Ничего подобного

0

8

Да нет ничего хуже, чем ржавые скрепки. Рассаднек бытия мацковскага.

0

9

Мачача, с заметками это ты прав, надо б черкнуть заметки.
Заметки - это дело полезное.
А то ведь без заметок остается лишь выдуманная кем-то срань в головах.
Потом глубокоуважаемые Кроты красиво ее обработают и упакуют - получицца история.

А так - жениццо тебе, конечно, барин нада. Токма анфисачьку лучше гнать в шею - как у сталичьной (ну или достаточной степени нахватанной сталичьности) штучки - наверняка у неё целый список из пятидесяти пунктов требований имееццо - и хрен ты в него впишешься, даже с дацкой своей прописькой. Ну, стало быть, так и помрет в обнимку со своим списком - и злая потому же.

Каклушки тоже - ну их. Красивые, но чудовищно меркантильные, канальи. За ну оооочень редкими исключениями.
Проблема да, чудовищно сложна для вас, колбаснегов, понимаю.

Один вот бывший коллега, сдристнувший несколько лет назад в Австралию, женилсо недавно на японке.
Ну, я его могу понять. Австралийские жирные стервозные лохудры - еще тот вариант.
Она, в принципе, страшненькая - но, наверное, как большинство азиаток - с бОльшим уважением и некоторой попыткой даже понимания.
Наслал фоток - куда-то там уехали в Японию - к родителям ее, что ли, жениццо.
Стоит такой в кимоно - ему идет, кстати, у самого рожа не без азиатчины, органично так смотриццо.
Ну, рожа довольная - и я рад.

0

10

Так я поженюсь. Или как. Онфисэчьке предлагал - она блять ни в какую. Но можно понять - она женьщена. Ей ли блять жениться.

Когда приписька на дворе.

Нет, ей не жениться. Это мущинское занятие.

0

11

Сергей Ильвовский написал(а):

Вся драматургия (да и вся литература) построена на конфликте.

Без него (их) о чём писать? Собственно "Анна Каренина" и начинается с фразы: "Все счастливые семьи похожи друг на друга" И... писать роман просто.. не о чем.

Так что если в книге (фильме, пьесе) нет войны или революции, то... откуда конфликт-то взять? Пьесу "заседание парткома" что ли писать и снимать по неё фильм "Премия"?

Совершенно верно. Тоже, читая статью, с недоумением думала: "А про что же снимать фильмы? Про исключительно положительных, благопристойных героинь? А конфликт-то тогда из чего выковыривать?"
Было у нас в искусстве такое направление: советский псевдореализм, вот там было все приглажено, отполировано и идеализировано. Но кому это искусство было интересно?

0

12

Ну давайте теперь скажем, что в том же "Евгении Онегине" нет ни скреп, ни сюжета, ни конфликта.

ЗЫ. На том основании, что Евгению с этим делом Таня сделала фиаско.

Отредактировано .lt.~mo (2015-11-23 22:52:25)

0

13

Дети солнца: Красота и телесность сталинской эпохи

Вот такого вида молодой человек стоит сейчас перед Машей… в ярком сиянии солнца.

Юрий Олеша, «Строгий юноша».

Удивительная ситуация! Советская этика начисто отвергала самоценность внешности, отводя ей подчинённо-незначительную позицию. Публицисты Агитпропа цитировали знаковую чеховскую фразу в урезанно-перекроенном виде, утверждая, что в человеке всё должно быть прекрасно – и душа, и мысли, и одежда. Именно в таком неканоническом порядке, и даже без упоминаний о лице, тогда как душа – которой, как утверждалось, нет – всегда держала первенство. Прекрасны руки рабочего – писалось в газете. Красив закат на просеке в тайге, среди мощных ЛЭПов. Очаровательны головки пушкинских муз – из статьи о декабристках. Да-да, а вот красивость и манерность – уродливы. У них там, на Западе – культ нездоровой эротики for sale. А мы видим всё иначе. Итак, наружность – это вообще последнее, о чём правоверный советский гражданин должен был печалиться, но, вместе с тем, ни одна эстетическая система XX столетия не создала столь устойчивого и красивого мифа об идеальной привлекательности. Непререкаемой. Хотя, нет, имелась ещё одна кузница – Голливуд 1910–1980-х годов с его фабрикой грёз и конвейером по производству «хороших ковбоев», «честных полисменов», милашек, див, богинь. Но, разумеется, есть нюанс: киноконцерн транслировал в мир хорошо продаваемые типажи, тогда как советское искусство (особенно сталинского периода) ваяло эталонные тела для приобщения к блистающей Вечности.

…Изобразительная концепция конца 1920-х – середины 1950-х годов базировалась на особых – всем понятных, но при этом возвышенных стандартах античности, ренессанса, барокко, сплетавшихся с современной эстетикой Art Deco и порождавших уникальный вид красоты. Застывшая классика мгновенно оживала – «…под напором стали и огня», чтобы сказку сделать былью, покорить пространство и время… В высоком, но постижимом небе парили дирижабли, на поворотах ревели авто, а мимо полустанков проносится поезд «…в далёкую страну Сибирь…». Динамика новизны и при этом – желание найти ответы в прошлом. Поэтому в фильме «Строгий юноша» мы видим «оживление» Дискобола – новый светлый человек рождался из духа движения. «Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт», – писал Юрий Олеша и торжествующе констатировал: «Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас светлые глаза. И вы уверены, что когда лётчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы». Книжно-лозунгово-кинематографический парадиз оказался населён солнечными блондинами – они могли быть комиссарами и футболистами, полярниками и заводскими инженерами. С плакатов смотрели голубоглазые комсомольцы, борющиеся с мировой контрой. Контра была лупоглаза и гнилозуба, уродливо худосочна. Или же – напротив, лопалась от жира, от неправедно добытых богатств. «Джаз – музыка толстых!» – провозглашали пролетарские писатели, а во дворце культуры, в мраморном зале среди версальской лепнины и гербов союзных республик, умело вальсировали потомки крепостных пейзан. Оптимистично улыбалась дворянская дочь Любочка Орлова – решительным жестом снимала она чёрный парик Марион Диксон, являя миру платиновые завитки. Белое на белом. Полуденный жар теннисного корта. Жёсткий ритм боксёрского ринга.

Дети солнца: Красота и телесность сталинской эпохи

Впрочем, мы, кажется, прервали Юрия Олешу? «Вот движется по улице танк. Вы смотрите. Под вами трясётся почва. Вдруг открывается в спине этого чудовища люк, и в люке появляется голова. Это танкист. И, разумеется, он тоже оказывается светлоглазым. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок "ГТО". Она возникает от частого общения с водой, машинами и гимнастическими приборами». Художник Александр Самохвалов смело и широко пишет большевистскую Венеру, правда, именуя оную буднично – «После кросса». Перед нами тяжеловесная и уверенная красота молодой девушки, списанной с Афродиты Книдской Праксителя. На другой его картине – девы приветствуют вождей. Они – воплощение силы, грации, и – фертильности. Эстетика сталинской эпохи обращена к культу плодородия – бесконечные снопы, рога изобилия, сады, пашни, и – могучие женщины, держащие на руках детей.

В Парке имени Горького возвышается обнажённая девушка с веслом – торжество идеальной плоти, в коей нет ни намёка на похабную чувственность. Обнажённость – целомудренна, ибо призвана показать эстетическое переживание эпохи. Телесность существует в двух ипостасях – в спортивно-созидательной и плодородно-детородной. Мужчины и женщины должны быть здоровы и чисты. Чтобы тело и душа были молоды! Свет – в глазах, изнутри. Ясность цели. Сила рук. Строгий, строгий юноша. Закалённость загорелого торса на фоне белоснежной чаши стадиона. Дорические колонны, портики, торжествующая зелень и – стремительный атлет. Головокружительная синева неба с шёлковыми цветами парашютов. Пахло нагретой, будто налитой солнцем, сиренью и предвкушением войны. «У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки», – этим скромным росчерком Ильф и Петров обрисовывали Зосю Синицкую, а миру представала ещё одна античная богиня – стройная, широкоплечая, в лучах и брызгах. Беспрестанное любование спортивностью: «Валя стоит на лужайке, широко и твёрдо расставив ноги. На ней чёрные, высоко подобранные трусы, ноги её сильно заголены, всё строение ног на виду. Она в белых спортивных туфлях, надетых на босу ногу; и то, что туфли на плоской подошве, делает её стойку ещё тверже и плотней... Ноги у нее испачканы, загорелы, блестящи». Олеша истово обожает эту «новую телесность» с её поджаростью, ловкой силой, естественностью – почти граничащей с грацией хищника. Красивый человек эпохи – благородный зверь, бестия, но повторюсь: зверь благородный.

Как тут не вспомнить потрясающее описание, сделанное уже нашим современником Виктором Пелевиным? «О нет, она не годилась для трипперных бунинских сеновалов! Но её легко можно было представить, например, на льду катка. В её красоте было что-то отрезвляющее, что-то простое и чуть печальное; я говорю не о том декоративно-блудливом целомудрии, которое осточертело всем в Петербурге ещё до войны, – нет, это было настоящее, естественное, осознающее себя совершенство, рядом с которым похоть становится скучна и пошла, как патриотизм городового». Похоть – это прихоть нечистого тела, это зов жирных складок, затхлости и вони. Звенящая спортивная юность, торжествующая молодость, плодоносная зрелость яростно противопоставлены похотливой хилости. Главная примета всего Прекрасного – это здоровье. Исключительное, кристальное, со свежим дыханием и солнечной улыбкой.

В этой связи интересна концепция фильма «Строгий юноша» – по сюжету молодая женщина Маша, которую постоянно и ненавязчиво сравнивают с Венерой, влюбляет в себя юного спортсмена Гришу Фокина. Замечу, что его грёза – не просто старше лет на десять, но ещё и замужем за престарелым профессором, в котором угадывался тот же заносчиво-аристократичный, но бесспорно, неординарный тип, который был выведен ещё Михаилом Булгаковым. В конечном итоге Маша становится любовницей Фокина – этот момент весьма тонко, но отчётливо показан в финале картины. Смысл всего этого лишён морали, как, впрочем, и её отсутствия – он расположен где-то в евгенической плоскости, в той системе координат, где статной упитанной красавице положено быть с упругим, длинноногим атлетом. Кстати, Гриша занимается каким-то диковинным многоборьем, куда входит и гонка на античных квадригах. Их противоположностью выступает похотливый приживал Цитронов – он пухл, неряшлив, грязноват, носит какие-то старорежимные шляпы и визитки. У него – масляные буркалы (sic!), он ублюдочно вожделеет всё ту же Машу. А Гриша? О, это совершенно иное – недаром в одной из сцен произносится нечто ницшеанское: если есть желание, его нужно исполнять. Сильный и пригожий получает всё.

…А вот перед нами вратарь Антон Кандидов: «Они видели крупное простоватое лицо, тёмное от давнего загара. Светло-серые глаза смотрели с упрямством, которое пыталось выдать себя за спокойствие и мужество. Светились очень белые зубы. Загадочная седая прядка выбивалась из-под шлычки на прямой лоб». В повести ясно говорится: Кандидов – брюнет, однако, создатели одноимённой кинокартины изменили масть главного героя, сменив пикового валета на бубнового. По той же неведомой миру причине Леонид Утёсов был перекрашен в цвет «блонд», чтобы сниматься в роли пастуха-музыканта Кости Потехина. Кинообраз гайдаровского Тимура тоже весьма красноречив – это грациозный, ловкий мальчик с белокурой чёлкой и чётко выстриженными висками, тогда как его антипод Квакин – смугл и тёмен.

Замечу, что тогда во всём мире прослеживалась эта интереснейшая линия: вкусы толпы изменились в пользу блондинов – тогда как начиная со второй половины XIX века наиболее красивыми признавали именно брюнетов. Почти целое столетие! Пиком этой страсти была, разумеется, Belle Époque с её жгучими тайнами, истеричной минорностью, тягой к экзотике и культивированием безумия. Героями буйных 1920-х являлись также черноволосые, темноглазые звёзды с демоническим блеском – Рудольф Валентино и Луиза Брукс. Триумф золотых локонов явился чем-то почти неожиданным: голливудские небожительницы срочно сделались светлоокими и солнечными, а Марлен Дитрих срочно перекрашивалась из тусклой шатенки в «Белокурую Венеру». Поэтому неправильно считать всё это исключительно советским явлением – в СССР всегда происходили те же тектонические сдвиги, что и в Америке, Англии, Франции, однако всё это приобретало особый смысл и наполнялось феноменальным содержанием.

Чуткий классик детской литературы Самуил Маршак вслед за Юрием Олешей создал канонический образ советского юноши: «Среднего роста, плечистый и крепкий, / Ходит он в белой футболке и кепке. / Знак "ГТО" на груди у него. / Больше не знают о нём ничего». Поэт утверждал: таких много. Целая страна. Строгие юноши со значками всегда придут на помощь – они спасут из огня ребёнка, а потом и весь мир. Красота – это всегда отображение социальных ожиданий: когда нужен воин-защитник, возникает силач с доброй улыбкой. Былинный богатырь Сергей Столяров широким жестом разворачивал знамя и вёл белые колонны в направлении Светлого Будущего. Широка страна моя родная! Ещё одна занятная деталь: у его врага – иностранца Кнейшица (брюнета с сальной чёлочкой) имеется надувной «мышечный» каркас, который тот надевает под обычную одежду. Дутая мускулатура выступает в качестве обличающей подробности.

А вот совершенно иной типаж. Волнующая красота Евгения Самойлова – тонкая грань утончённости и брутализма, как это бывало у виконтов галантного столетия: кружева и… шпага. Предвоенный мир обожал военных, поэтому суровая девушка-математик из фильма «Сердца четырёх» доставалась офицеру – тонкорукий ботаник ей не годится, его можно пододвинуть к легкомысленной, круглощёкой Шурочке. Только Самойлов плюс Серова. Или, как в «Светлом пути», – Самойлов плюс Орлова. Положительные герои улыбчивы, но не смешливы. Серьёзны и вместе с тем не угрюмы. Сангвиническая доминанта – внутренняя радость, помноженная на вселенское умиротворение. Гореть ровным, ярким пламенем, без вспышек и перекосов.

Иногда этот канон положительного героя сознательно нарушался, точнее, эталонный блондин вдруг представал в неприглядном свете или же был «хуже» своего антипода-брюнета. Так, в мелодраме «Случайная встреча» всё тот же Самойлов играет надменного красавца-тренера, который считает, что его жене-чемпионке вовсе незачем рожать детей – они, мол, будут мешать её спортивным успехам. В «Частной жизни Петра Виноградова» белокурый и спортивный Борис Ливанов изображает кичливого, глуповатого паренька, считающего, что весь мир создан именно для него прекрасного. В послевоенной комедии «Первая перчатка» героем ринга становится темноволосый Илья Крутиков, тогда как его противник – как раз белокурый викинг, Юрий Рогов. Но замечу: все эти нюансы, а точнее исключения, только подчёркивали общее правило.

…Уже после смерти красного монарха – товарища Сталина возобладали иные предпочтения; это оказалось связано не только с крестьянско-простонародными вкусами нового короля Никиты – сама жизнь диктовала моду. Началась эпоха массового строительства и освоения целинных земель. Актуальным сделался тип свойского парня – простого, неприхотливого и душевного. Ему под стать была и девушка-мечта – курносая и бойкая. Подобно тому, как архитектура освобождалась от лепнины, балюстрад и плафонов, а на смену патетической живописи приходил «суровый стиль» или же – воздушно-лёгкие зарисовки с «модницами» Юрия Пименова, так и в сфере восприятия внешности происходили судьбоносные изменения. Упростились формы – упростился официально-плакатный тип красоты. Сталинский же вариант стал восприниматься чем-то вроде старообразной и всем надоевшей классики. Нечто подобное уже случалось – так, после смерти Людовика XIV ушёл в небытие и Большой Стиль с его мощью, вертикалями, поступью, смыслами, а взору явилось суетливое рококо – миленькое, чарующее, фарфоровое, искристое. Но это уже совсем другая история…

Также: Итак, отрицательный герой по-советски всегда помечался специфическим тавром – всё-то в нём было сомнительным: и одежда, и душа, и мысли. И даже имя. Многочисленные Арнольды, Вавочки, Эдики и Нелли кочевали из фельетона – в повесть, из сатирической короткометражки – в многотомный производственный роман. Однако же гад, жулик, предатель, да и просто заурядный филистер не только выделялся своим «заграничным» или уменьшительно-ласкательным именем – он всегда по-особенному выглядел. Отрицательный герой по-советски.

Галина Иванкина

Источник: http://zavtra.ru/content/view/deti-solntsa/

0

14

.lt.~mo написал(а):

Ну давайте теперь скажем, что в том же "Евгении Онегине" нет ни скреп, ни сюжета, ни конфликта.

ЗЫ. На том основании, что Евгению с этим делом Таня сделала фиаско.

Отредактировано .lt.~mo (2015-11-23 22:52:25)

Самое забавное заключается в том, что сюжет в "Евгении Онегине" совершенно иного типа!

И всё дело в том, что роман-то отнюдь не лирический, а... сатирический! Ага-ага... вполне себе сатирический роман-путешествие - это было весьма распространённым жанром. Наилучший образчик того времени - "Посмертные записки Пиквикского клуба"

Это хорошо было понятно современникам, которые легко проглядывали и определённые события, и намёки и людей,ю но совсем непонятно нам, практически ничего об этом и не знающим.

Тем более, что к тому же "Пиквику" существует масса комментариев, иногда по несколко к странице, а вот "нашевсё" - не дамай! Есть - как положено относиться к ЕО и всё тут! Да и опера Чайковского внесла свою лепту весьма внушительных размеровю Во - скажем знаменитая ария "Паду ли я стрелой пронзенный" А ведь в самом романе что Пушкин писал об этих стихах Ленского (он же даёт авторство этих строк Ленскому, а отнюдь не приписывает эти стоки себе самому). А вот что - сразу после окончания строк Ленского Пушкин пишет уже от своего имени - "Так он писал темно и вяло". Пушкин просто издевался над течением романтизма. А мы - арию слушаем...

И так ведь во всём - там очень многие строки именно сатирические, но привязаны к событиям и дюдям той эпохи, а вот их-то мы и не знаем.

Да, что там говорить - нам уже практически непонятны даже знчитедьно более современные произведения этого жанра - "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" мы просто не понимаем, к каким именно конкретным событиям или людям того времени они привязаны. Самое забавное то, что оба этих сатирических романа - заказные!. Ага-ага - писались по заказу партийных органов.

Вот такие дела...

0

15

Сергей Ильвовский написал(а):

Самое забавное заключается в том, что сюжет в "Евгении Онегине" совершенно иного типа!

И всё дело в том, что роман-то отнюдь не лирический, а... сатирический!

Напомню все же досточтимой публику, что исходный вапроз стоял все же в ипательно-колебательной плоскости, а не в жанровой.

То бишь, исходный посыл (уж запамятовал, чей) - был таков: для интересу в произведении пренепременнейше должна быть епля - и, соответственно, склочно-бардачная личная жизнь героинь для хорошего произведения является предметом обязательным.

И вот Таня, казалось бы, Евгению не дала. Это факт. Безотносительно жанру. Но можно ли назвать "Онегина" скучной книжкой (что греха таить, я считал ее таковой в школе, но лет в тридцать примерно как-то взялся перечитывать и понял, что был не особенно прав)?

Но ведь не дала же.

0

16

Ну да. В школе - "не дала" было для тебя трагедией и поводом для комплекса. Да и у всех наверное. А вот сейчас....красота ! Не дала ? Да и не больно то хотелось !  http://www.kolobok.us/smiles/standart/grin.gif

0

17

Да ты закалибал!!

Вот, передай на кротовнек поздравление с новым годом

По случаю нового года и пользуясь возможностью передать - так вот, передай (прямо копией) С новым годом сук йобаных! И кролека, и крота, и весь этот зверинец. А, ещё робкого электрика. Это гавно мне пишет - дай свой имейл, типо, восстановлю. Оно блять уибатцо модератор. Оно, это рыло, не видит мейла. Яибу.
Да я срал на ваш зверинец - это первое. А второе. Блять! Сумели нагадить - сумейте и прибрать.

Ге-ге-гей! Цулую, обойнимаю, навеки ваш, Мачача

0

18

.lt.~mo написал(а):

Напомню все же досточтимой публику, что исходный вапроз стоял все же в ипательно-колебательной плоскости, а не в жанровой.

То бишь, исходный посыл (уж запамятовал, чей) - был таков: для интересу в произведении пренепременнейше должна быть епля - и, соответственно, склочно-бардачная личная жизнь героинь для хорошего произведения является предметом обязательным.

И вот Таня, казалось бы, Евгению не дала. Это факт. Безотносительно жанру. Но можно ли назвать "Онегина" скучной книжкой (что греха таить, я считал ее таковой в школе, но лет в тридцать примерно как-то взялся перечитывать и понял, что был не особенно прав)?

Но ведь не дала же.

Просто в нас вдолблено, что это роман лирический.

Тогда да - не дала.

А роман-то вовсе сатирический и конфликтов там полно. Только нам они просто непонятны из-за незнания именно той конкретной ситуации в обществе.

0

19

Тема сисек совершенно нераскрыта . Ганьба

0

20

Шовинист написал(а):

Тема сисек совершенно нераскрыта . Ганьба

Не, ну ты с дуба рухнул внатуре! Причом тут сиське, если они сношались через дупло?

0


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Политика и не только (текущие темы) » "Мальчик и… мальчик" (с). Ржавые скрепы.