«Свобода» меняет ориентацию
Вашингтон мало волнует судьба отслуживших свое его апологетов
С 10 ноября 2012 года радио «Свобода» прекращает трансляцию на средних волнах в РФ и переходит на мультимедийный тип вещания. Формат передач будет рассчитан на молодое и продвинутое поколение пользователей глобальной сети.
40 журналистов «старой гвардии» были уволены в связи с новой концепцией радиостанции. На протяжении всего октября несчастные забрасывали жалобными письмами Госсекретаря США Хиллари Клинтон, членов Конгресса и Белый дом. Однако рассчитывать на помощь американской администрации им не следует. Поколение советских диссидентов отслужило свое. Поэтому Госдеп легким движением руки их выбросил… на свалку истории.
Идейная оппозиционная подоплека передач радио останется прежней, а вот целевая аудитория поменяется. Как сказал сам президент радио «Свобода» Стивен Корн, отныне контент будет ориентирован на «городских образованных жителей возрастом от 20 до 40 лет». Она превратится в «интерактивный форум, где аудитория сможет завязать дискуссию».
Кстати, 29 октября уволенные корреспонденты «Свободы» попытались уговорить Корна взять их обратно. Была организована встреча главы радио с бывшими сотрудниками и правозащитниками.
Весь цвет американского лобби в России атаковал президента вопросами и укорами. В процессе окучивания Корна приняли участие и глава «Московской Хельсинкской группы» Людмила Алексеева, и «яблочник» Валерий Борщев, и председатель «мемориальщик» Сергей Ковалев.
Старались, как могли, но тщетно. Недаром звучание фамилии президента переводится с английского как мозоль или кукуруза. Корн проявил невероятную стойкость, не переставал твердить о новом формате, да о верности прежней миссии. Не забывая при этом про закон № 142-Ф3 о лицензировании иностранных вещателей.
Корн – не единственный объект домогательств отставных сотрудников радио. На протяжении всего октября журналисты вкупе с правозащитниками бомбили письмами администрацию США. Вот что пишет «Мемориал» в послании Конгрессу США от 1 октября 2012 года: «После падения коммунистического режима радио «Свобода» обрела возможность локального вещания в России и открыла свое представительство в Москве. В новых условиях коллектив радиостанции не только сохранил и преумножил аудиторию, но и превратил радио в заметный выдающийся феномен русской культуры и политической жизни, установил тесные связи с российской аудиторией».
Судя по всему, в ближайшее время поток писем-жалоб к бывшим американским покровителям не иссякнет. Непреодолимое желание уволенных журналистов вернуться в эфир подогревается собратьями из Праги. С ними руководство «Свободы» поступило аналогичным образом. «Репутацию радио нужно спасать! Сейчас от идиотизма американских чиновников ее худо-бедно ограждает профессионализм тех самых журналистов, которых эта администрация своей бесстыдной политикой и практикой превратила в бесправных наемников. Но их идеализма мало. Вашего веса и имени у них нет. И выступить в защиту репутации «Свободы» должны Вы», - это отрывок из письма бывшего корреспондента радиостанции в Праге Льва Ройтмана, которого уволили еще в 2004 году. Послание адресован Людмиле Алексеевой, Льву Пономареву и Сергею Ковалеву. Ройтман настойчиво призывает протестную группу бойкотировать микрофон нынешнего радио «Свобода» и регулярно забрасывать редакции американских СМИ различными гневными статьями.
Вряд ли все эти манипуляции с письмами возымеют эффект. Во-первых, аудитория радио мельчает из года в год.
По данным TNS Global, еще в 2007 году на «Свободу» приходился 1% рынка, шесть лет назад радиостанцию слушали 104 тыс. человек (для сравнения - с июля по сентябрь 2012 года «Эхо Москвы» собрало аудиторию в миллион человек).
Во-вторых, существует глобальный тренд - оцифровки и ухода СМИ в Интернет, социальные сети. Самая продвинутая аудитория, на которую претендует «Свобода», засыпает и просыпается с айфоном в руках, боготворит скорость, обожает эпатаж и не имеет авторитетов. В-третьих, недавно принятый закон о СМИ запрещает вещание в России тем радиостанциям, в составе которых учредителей более 48% иностранных граждан. А у «Свободы» иностранцев-учредителей более 50%.
Еще один любопытный момент. Его следует учесть всем 40 уволенным сотрудникам. «Позвольте мне сказать вам без обиняков: ему на всех вас попросту наплевать!», - пишет Ройтман российским правозащитникам о Стивене Корне. Трагизм заключается в том, что человек с кукурузной фамилией не единственный, кто будет упорно игнорировать отставников радиостанции. Плюют на них исключительно все, а особенно интенсивно это делают Госдеп и весь хоровод американских чиновников. Репортеры диссидентского радио им уже без надобности, в фаворе Pussy Riots, Оккупай Абай и натуралисты из Зоологического музея. Впрочем, однажды все эти задорные хулиганы утратят свою эффективность для деятельности американских спецслужб в России. Их точно также, легким движением руки, выбросят на свалку истории.
Кстати, помимо сочинения просительных грамот в Госдеп, бывшие сотрудники Свободы смогут проявить и другие таланты. Нарисовать разнообразные красочные плакаты и транспаранты, организовать пикет у посольства США. Если журналистов не допустят снова до эфира, то перед ними встанет уже другой вопрос – размер и вообще наличие пенсии со стороны Вашингтона. Судя по всему, некогда щедрому Дяде Сэму совершенно все равно, как и на что будут жить его уже бывшие агенты.