Немецкое детективное агентство утверждает, что установило виновных в крушении самолета под Донецком
15 июня текущего года директор детективного агентства Wirschaftsfahndung und Inkassobüro (WifKa) Йозеф Реш (Josef Resch) объявил, что договор, заключённый им в сентябре прошлого года и предусматривавший выявление лиц, причастных к катастрофе малайзийского «Боинга», совершавшего рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур, исполнен и заказчик выплатил ему всю оговоренную сумму гонорара — 500 тыс. евро.
Частное детективное и коллекторское агентство по расследованию экономических преступлений WifKa Limited & Co. KG со штаб-квартирой в городке Бад-Швартау под Любеком не замыкается только на борьбе с «беловоротничковой» преступностью. Его сотрудники работают и по другим направлениям. Широкую известность агентство приобрело в связи с поимкой беглого банкира Флориана Хомма.
В сентябре 2007 года Хомм внезапно объявил об отставке и исчез, прихватив с собой более 150 млн евро инвестиционных средств. Его объявили в международный розыск, но выследить беглеца долгое время не удавалось. В 2012 году за дело взялись детективы WifKa. За сведения о местонахождении Хомма они объявили награду в сумме 1,5 млн евро (их собрали обманутые инвесторы). И в полдень 8 марта 2013 года, в ходе реализации полученных от информатора данных, он был арестован итальянской полицией во Флоренции.
Нередко детективы агентства по заданию правительственных органов занимаются розыском капиталов, уведённых в офшоры. И всегда информаторам предлагается вознаграждение. «Любого человека можно купить, вопрос лишь за какую сумму», — уверен 66-летний директор WifKa Йозеф Реш, детектив с более чем 30-летним стажем.
Заказ на установление лиц, причастных к прошлогоднему июльскому крушению малайзийского «Боинга-777» под Донецком, повлёкшему гибель всех 298 находившихся на его борту пассажиров и членов экипажа, — тоже напоминает детективную историю. В интервью немецкому деловому журналу Capital — единственному средству массовой информации, с которым согласился сотрудничать Йозеф Реш, он тогда рассказал следующее:
«Заключению договора предшествовали несколько моих встреч в разных городах Европы с посредниками, выступавшими от лица заказчика. Кто эти люди — не знаю. Одно могу сказать: один из них говорил со швейцарским акцентом, в частности, он сказал мне: „Нам нужен второй Эдвард Сноуден“. Не знаю я и кто является заказчиком. Может быть, это кто-то из российских олигархов, желающий навредить Путину и тем самым изгнать его из Кремля. Может быть, это сам Кремль. Или просто какой-то очень богатый человек, желающий внести, наконец, ясность в эту историю. Во всяком случае, это „Большое Некто с очень большими деньгами“ („Es ist ein großer Unbekannter mit sehr viel Geld“). Наше агентство уже получило аванс в сумме 40 000 евро, а если дело завершится успешно, то гонорар будет увеличен до 500 000 евро.
Назначенное заказчиком вознаграждение информатору в сумме 30 миллионов долларов США уже внесено на депозитный счёт в одном из банков Цюриха. Чтобы получить эти деньги, информатору необходимо исчерпывающе и доказательственно ответить на следующие вопросы:
Кто 17 июля 2014 года сбил самолёт авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17?
Кто заказал стрельбу?
Кто покрывает факт стрельбы?
Кто может сообщить информацию об обстоятельствах, которые привели к стрельбе?
Кто принимал непосредственное участие в стрельбе?
Что стало с людьми, которые непосредственно участвовали в стрельбе?
Что стало с орудием убийства?
Кто может назвать человека, который непосредственно осуществил выстрел?
Кто может назвать человека, который отдал команду произвести выстрел?
— Наше агентство гарантирует информатору абсолютную конфиденциальность, — особо подчёркивал Реш. — Кроме того, если он пожелает, то ему могут изменить внешность. Вознаграждение может быть выплачено в Цюрихе или в любом другом месте планеты. Чтобы вступить в контакт с нашими адвокатами в Германии или в Италии, где у нас есть филиал, информатору нужно связаться с ними по телефонам или по электронной почте, их номера и адрес указаны на нашем интернет-сайте».
Вознаграждение в 30 миллионов долларов за сведения о преступнике — крупнейшее в мировой истории криминалистики. Даже за раскрытие местонахождения недавнего террориста № 1 Усамы бен Ладена правительство США назначало награду меньше — 25 миллионов. По мнению Йозефа Реша, «30 миллионов способны развязать любые языки». И, как видно по результату, чей-то язык развязался.
Как пишет сейчас журнал Capital, «Реш известен своими нетрадиционными методами расследования, он работает в „серой“ области права. Оперируя доверенными ему заказчиками крупными фондами вознаграждения, он делает ставку на жадность сообщников преступника, как это было, например, в случае с беглым банкиром Флорианом Хоммом».
Но на сей раз всё было по-другому. Реш не охотился на предполагаемых преступников. Забросив 30-миллионную «наживку», он ждал «поклёвки». И его расчёт оправдался.
Как далее пишет Capital, за эти месяцы на Реша обрушилась лавина почтовых отправлений, электронных писем и телефонных звонков. По его словам, «наш сервер буквально разрывался. Требовались недели для того, чтобы рассортировать всю эту информацию, 99,9% которой на поверку оказывалась нонсенсом».
С информаторами, которые вызывали хоть какой-то интерес, он встречался только на территории Германии. Приглашения приехать на Украину или в Россию Реш просто игнорировал.
«За эти 10 месяцев состоялось немало контактов, — цитирует Реша журнал. — Свои услуги предлагал „пресс-секретарь британского лорда, тесно связанного с военно-промышленным комплексом“. Были две встречи с русскоязычным мужчиной лет 35−40, предлагавшим толстую папку с копиями документов, имевших гриф „Совершенно секретно“, якобы из украинской спецслужбы СБУ. Он настаивал на том, чтобы я его вывел непосредственно на заказчика. Много чего было забавного.
И только несколько недель назад, в мае, в деле наступил прорыв: появился человек, который точно знал кто, как и при каких обстоятельствах сбил „Боинг“ над Донецком. Я организовал его встречу с посредником-„швейцарцем“, а тот, видимо, свёл его с заказчиком. И уже вскоре я получил уведомление о том, что заказчик полностью удовлетворён полученной информацией. Я рад, что это дело закрыто. В последнее время мне, членам моей семьи и моим сотрудникам не раз угрожали. Но теперь всё это позади».
О содержании информации, о личности информатора, о том, кто сбил «Боинг» и т. д., Реш говорить отказывается: «Я подписал обязательство о конфиденциальности, — объясняет он. — Но считаю, что вскоре произойдёт потрясение. Тот, кто платит такие деньги за информацию, в себе её держать не станет».
Германия