Каноническое предание говорит о трех волхвах (или, в западной традиции, "магах"), Каспаре, Мельхиоре и Валтасаре, воплотивших собой мудрость языческого мира и согласно преклонившихся перед чудесным Младенцем. Эта тема встречи Ветхого Завета с Новым - и шире: ветхого человечества и Богочеловеком - не единственная в Евангелии. В каком-то смысле о том и слова Иоанна Крестителя об Иисусе - "Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его", - и праздник Сретения Господня - "А было предсказано старцу сему, // О том, что увидит он смертную тьму // Не прежде, чем Сына увидит Господня. // Свершилось, и старец промолвил: Сегодня, // Реченное некогда слово храня, // Ты с миром, Господь, отпускаешь меня. // Затем, что глаза мои видели это // Дитя. Он - Твое воплощенье и света // Источник для идолов чтящих племен, // И слава Израиля в нем".
Все это - об исполнении полноты времен и о радости встречи со Спасителем. Но волхвы и пастухи были первыми, кто увидел Младенца и поклонился Ему в вифлеемской пещере, услышав ангельское пение "Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение". Так чистые сердцем узрели Бога.
Трое волхвов принесли Младенцу дары. Золото - как Царю, ладан - как Богу, смирну - как долженствующему претерпеть смерть сойти во гроб, как будущей крестной жертве. В память о тех дарах вплоть до сего дня в Рождество все немного волхвы.
Одно предание гласит, что изначально волхвов было четверо, и четвертый принес Младенцу в дар огромный свиток, заполненный изветами на служителей Господа - истинными ли, ложными ли, теперь неизвестно. Сигнальный свиток, содержащий многая, даже и до скверных неких вещей, был сочтен недостаточно свидетельствующим о мире и благоволении в душе дарителя, а потому был отвергнут, и даже само имя четвертого волхва было забыто и не сохранилось.
Чистыми сердцем были только три царя, их дары и оказались угодны Господу.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/563649#ixzz2pjWIBVjv