О том, что виниловые пластинки возвращаются в моду, «Ридус» уже писал. Одних привлекает качество аналогового звука, для других это ностальгия по ушедшей юности, когда «родной» диск стоил больше средней месячной советской зарплаты, третьи просто устали от бездумного скачивания звуковых файлов.
Музыкальные суперкорпорации вроде Universal или Sony Music быстро просекли ситуацию. Большинство современных альбомов сейчас выходит не только на компактах, но и на пластинках, причём сегодня в Москве их продают не только в специализированных музыкальных магазинах, но и в гипермаркетах бытовой техники. Зарабатывают издатели и на переизданиях давно вышедших релизов, вроде юбилейного издания «Битлов».
Между тем, настоящие любители качественного звука новые издания приобретать не спешат. Девяносто процентов новых старых пластинок пишется с цифры (так называемый ремастеринг). Иной раз такой подход себя оправдывает. Скажем, тот же «InRock» был очень плохо сведён и записан, переиздание звучит много лучше. Однако, в большинстве случаев старые пластинки по качеству звука «делают» новые цифровые версии, проверено на хорошей аппаратуре. Именно поэтому любители винила рекомендуют покупать в магазинах исключительно современные записи.
Но если в магазинах можно купить лишь новые творения, где же достать старую музыку? Те, у кого много свободного времени и терпения, ищут пластинки на европейских блошиных рынках. Главный минус такого подхода – невозможность проверить на месте качество звука, да и ездить целенаправленно куда-либо за винилом довольно накладно. По словам одного из московских торговцев старым винилом, из двух тысяч пластинок в таких местах хороших можно выбрать 5-6 штук. Многие сильно попилены, большинство же «пластов» на таких рынках - низкосортный шлак, вроде Лены Зосимовой, даром никому не нужный.
Многие пользуются интернет-аукционами. Электронные продажи б\у товаров с рук ныне весьма популярны. Однако при таком методе весьма негативную роль играет «Почта России». Во-первых, посылку приходится долго ждать. Во-вторых, нет никаких гарантий, что хрупкий товар доберётся до вашего дома в целости и сохранности.
Самый простой способ пополнения коллекции в столице – коллекционеры-бизнесмены. Пару раз в месяц они отправляются в турне по чешским, французским и немецким рынкам, отбирая всё то, что достойно внимания. Не так давно на московский рынок винила вышли и украинцы. Одна частная фирма поставила в Киеве хорошее оборудование для отмывания пластинок от грязи и пыли. Делаете заказ по телефону, доставка с проводником на Киевский вокзал.
Ценообразование при данном подходе целиком зависит от жадности продавца. В торговле участвуют два дурака: один - продаёт, другой – покупает. Впрочем, чтобы не переплачивать, можно проверить среднюю европейскую цену на конкретную пластинку, нормальные продавцы никогда не будут требовать больше. Справиться с этой задачей вам поможет поисковик popsike.com. Данный сервис ищет все предложения по указанной вами пластинке на разных интернет-сайтах. Честные продавцы ориентируются именно на эти цены.
wwwpopsike.com – специализированный поисковик для поиска предложений по продаже винила.
Впрочем, искать пластинки по названию альбома или имени исполнителя автор этих строк не рекомендет. Стоимость зависит от конкретного издания пластинки. Если вы обратите внимание, на «яблоках» и конвертах пластинок есть специальные буквенно-цифровые коды. Это – каталожные номера. Введя такой код в поисковик, вы сможете получить полную информацию о данном конкретном релизе.
Пластинки импортного производства легко «пробить» по каталожным номерам с помощью discogs.com. Отечественных релизов там не много. Для наших пластинок есть отдельный сервис – records.su. Выбираете тип пластинки (количество оборотов), вводите каталожный номер – и вуаля! Получите полную информацию, включая тираж.
Однако, даже здесь отечественные релизы представлены не полностью. Многие старые пластинки, выпущенные до 60 годов, в электронном каталоге отсутствуют.
Диск с песнями Лемешева в электронном каталоге присутствует, дата выпуска – 1954 год. Когда было выпущено чудо справа, выяснить пока не удалось. Запись сделана в 1947 году, вероятно, пластинка была выпущена примерно в это же время.
Надо отметить, что стоимость старых отечественных пластинок сегодня редко превышает 500 рублей за винил в идеальном состоянии. Даже пластинки, выходившие минимальным тиражом до 1000 штук, профессионального назначения, например, с шумовыми эффектами для звукорежиссёров, сегодня мало кого интересуют.
Описывая сохранность пластинок, продавцы используют специальные общепринятые среди коллекционеров коды. 1Press (FirstPress) – первый пресс, первое издание данного конкретного альбома. Такие пластинки коллекционеры ценят особенно. SLD (Sealed) – пластинка запечатана. Может, вы удивитесь, но до сих пор можно найти альбомы, которые никто не слушал с момента покупки в семидесятых. Например, сейчас в Москве продаётся первый пресс “DarkSide`а», полный комплект, с двумя плакатами и набором наклеек, стоимостью три сотни долларов. M (Mint) – как говорится, и мухи не шпилились. И конверт, и пластинка в идеальном состоянии. NM (Near Mint) – почти идеальная сохранность. На конверте может быть несколько потёртостей, песок и щелчки при прослушивании отсутствуют. VG (very good) – на конверте могут быть следы времени, на входных и междутрековых дорожках могут быть посторонние звуки. G (govno good) – пластинка откровенно плохой сохранности. Конверт – коцаный, на виниле полно посторонних шумов. Если вы, как и я, собираете пластинки ради качества звука, а не ностальгии, я рекомендую покупать лишь винил с состоянием не ниже VG++, почти NM.
Интересно, что наиболее дорогие и редкие пластинки – не антиквариат, а альбомы, вышедшие за рубежом в начале девяностых. Компакт-диски тогда вели на винил агрессивное наступление, пластинок по этой причине в те времена выходило крайне мало. Так, одной из редкостей стал первый пресс “Innuendo”. Цена последнего прижизненного альбома Меркьюри в идеальном состоянии начинается от 800 евро.
Наша «Мелодия» в то время была ещё на плаву. Лишь один Апрелевский завод ордена Ленина в 1990 выпустил около 40 миллионов разных пластинок. А ведь помимо него были еще Рижский, Ленинградский, Ташкентский… Сегодня ни один из этих заводов по профилю не работает, хотя «Мелодия» ещё пока дышит, хоть и на ладан. Прославленная музыкальная фирма до сих пор переиздаёт свои пластинки. Правда, винил теперь печатается за рубежом, в Германии, что сказывается не только на качестве звука, но и на стоимости.
В Советском Союзе лучшим виниловым заводом было предприятие в Апрелевке, в середине 80х туда поставили самое современное оборудование. После перестройки заказов от Минкульта в «Мелодию» уже не поступало. Компания пыталась сотрудничать с независимыми лейблами, штампуя пластинки с чужими «яблоками», но это было лишь продлеванием агонии Апрелевского завода.
Единственная, на мой взгляд, польза от деятельности сектантов в России – данное «пиратское» издание знаменитой рок-оперы.
В 1995 фабрику пластинок прикрыли, музейную коллекцию пластинок отправили в Наро-Фоминск, а о былом великом прошлом напоминает лишь экспозиция музея забытых вещей и людей. Это вдвойне обидно, ведь чешские и польские заводы сегодня уверенно шлёпают пластинки для ведущих музыкальных корпораций. Не закройся завод в Апрелевке, сегодня он мог бы занять их место. Разговоры о восстановлении производственной линии нет-нет да и заводятся разными чиновниками, но воз и ныне там. В ближайшее время мы совершим вылазку в Апрелевку, чтобы на месте проверить, что осталось от главной виниловой фабрики СССР.