СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Без политики » Записки из кавказской тюрьмы


Записки из кавказской тюрьмы

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Записки из кавказской тюрьмы

Как живут и выживают по ту сторону свободы

С этого дня каждую неделю на сайте «РР» мы будем публиковать дневниковые записи человека, который в данный момент отбывает срок в тюрьме на Северном Кавказе. Мы сознательно не раскрываем его местонахождение, а также имя и фамилию (дневник публикуется под псевдонимом), так как это может навредить автору. «Записки из кавказской тюрьмы» – это очень личная история не только о том, что из себя представляет тюрьма изнутри, и особенно на Кавказе, это попытка человека, который никогда не принадлежал криминальному миру и не принадлежит, понять, как он устроен и как в нем выжить.

Али Саидов

14 мая 2013

Просыпаюсь. Утро. Без двадцати семь. Глаза открываются сами, автоматически – скоро прозвучит сирена. Сигнал к подъему. Точно так звучит воздушная тревога в фильмах о войне. Вся наша семейка еще спит.

Я обвожу глазами стены. Наш барак – это  комната площадью в пятьдесят квадратных метров. Два окна. Семь двухъярусных шконок в три ряда. Моя – нижняя, в левом углу. В том левом, который если смотреть от двери. У меня в ногах – труба отопления. По ночам только она спасает от сырого холода. Стена, у которой я сплю, с той стороны – коридорная, а дверь в коридор всегда открыта.

– Не надо! Прошу вас, не делайте этого! – раздается крик и сразу же обрывается храпом.

Это кричал Мирза. Он же по паспорту Расул, а по прозвищу – Конан. Он опять до трех ночи смотрел в своем мобильнике боевики и мультики. Теперь его не разбудишь. Никогда не привыкну к его внезапным крикам и храпу. Обычно люди храпят в одном ритме, под который можно подстроиться и спать. Но под храп Расула подстроиться невозможно – он постоянно меняет громкость, растет, свистит, сбивается, подскакивает.

Его прозвали Конаном, потому что он каждый день – зима ли, лето ли – занимается бодибилдингом и принимает какой-то стероид из банки, на которой написано «Балдабол». Ну и название. Еще колет себе какие-то уколы. Ему двадцать три года. Каждый день звонит своей матери. Говорят, его отец – постоянный клиент психбольницы. Несколько раз пытался убить Конана, когда тот был маленьким. Потом Конан попал в детский дом, там и вырос. Воровал по мелочам. Получил шесть лет колонии. Тут уже пятый год.

Заур, он же Али, спит, как всегда, на животе. Сколько раз семейники говорили ему так не спать. Ему постоянно говорят: «Не спи в такой позе – нельзя. Пророк, савауляхи алейхи ассалам, ее не одобрял». Бесполезно ему все это говорить, он слушается, засыпает на спине или на боку, но во сне всегда переворачивается на живот. Ему для этого пяти минут хватает.

Шорох со стороны двери. Это – дорожник. Сегодня у двери дежурит Рашид. Чуть что, он должен оповестить весь барак об опасности. Если, например, мент какой-нибудь зайдет в локалку и начнет подниматься по лестнице на наш этаж. Дорожник тогда забегает в барак и как можно громче кричит: «Дежурный в локалке!» Или еще он может кричать: «Отрядный поднимается в барак!» Дорожникам тяжело приходится, когда в лагерь приезжают из управы. Тогда он должен сообщать о каждом их шаге: «Управа в лагере!», «Управа на вахте!», «Управа в карантине!». Управские – они непредсказуемы. Это от своих ментов мы уже знаем, чего ожидать. Если дорожник курсанул, зеки сразу должны среагировать – быстро запрятать «запреты», убрать на тарки или спрятать в кисет, в промежности под штанами мобильные телефоны, вынуть из розеток и спрятать зарядки, вынести в каптерку все, что может не понравиться ментам и что не должно находиться в жилке – ковер, стеклянную посуду, сумки.

А у нас тут перед входом ковер постелен – два на три метра. На нем намаз делают, едят, а по вечерам Конон борется с кем-нибудь на нем.

Лимоны, тараканы и коты

Пятнадцать минут до сигнала. В семь часов начнется следующий день – еще один длинный и пустой в череде дней, отделяющих меня от свободы. Пахнет луком и чесноком. Они лежат на двустворчатом комоде, который стоит рядом с моей шконкой, но ближе к двери. Я брожу глазами по стенам. Они покрашены в салатный цвет. За зиму краска покрылась разводами из-за сырости. В углах потолка – тоже черные сырые пятна. Один раз в неделю дежурный по секции старается оттереть их тряпкой.

Вдоль противоположной стены тянутся три ряда шконок. Еще два яруса – у другой стены, между окнами. Окна у нас хорошие – пластиковые. Прежние зеки скинулись и поставили, потому что постоянно дуло из окон. Теперь на подоконниках – горшки с цветами. Лимоны, кактусы и какие-то другие растения. Торчат из темноты.

Лучше всего в такое утреннее время виден огромный самодельный аквариум. Он стоит справа от входа. Пустой. Один раз хотел пустить в него мышей. Лежал на шконке с книжкой, смотрю – из-под комода выбежала мышь. Остановилась, обнюхала каждую дверцу. Почему-то ручки нюхала. Там еще щели между дверцами, если чуть-чуть потянуть за ручки, сразу для мыши откроется проход. Но дверцы в тот раз были плотно закрыты. Мышь вздохнула, всплеснула лапами и убежала обратно под комод. Я чуть-чуть подождал, потом медленно и не спеша приподнялся, потянул одну ручку комода и приоткрыл дверцу. Двух минут не прошло, как мышь снова вышла и нырнула в мою ловушку. Я сразу рванулся со шконки, распахнул дверцы, давай быстро выгребать оттуда ложки, посуду, все, что там было. А мышь забилась в угол. Я протянул к ней руку, чтобы схватить, но она перескочила в другой угол и убежала.

Сначала я хотел завести себе кошку. Тут у нас сотни кошек. Им в нашем лагере лучше, чем в городе. Иногда начальник колонии приказывает своим контролерам выносить из лагеря в день по одной кошке и увозить куда-нибудь подальше, чтобы не нашли дороги назад. Но некоторые все равно находят. Раньше у нас в лагере жил кот Шерхан. Все зеки его знали. Дверью ему случайно сломали позвоночник. Весь барак его жалел, кормил. А потом кто-то из освободившихся зеков забрал его с собой на волю. Один раз у одного зека прихватило сердце, я бросился за нашим врачом. Здесь один дежурный врач, который на тысячу зеков. Поэтому мы всегда зовем своего – он тоже тут сидит. Я бегал, его искал по всему лагерю. Наконец нашел в одном бараке, где он роды у кошки принимал. Говорю: «Пойдем, там у одного плохо с сердцем». Он только от кошки отойдет, чтоб со мной идти, она сразу плакать, кричать начинает, а когда он с ней – спокойная. Он говорит: «Что делать, первые роды у нее».

Котов у нас тут столько, что иногда они срывают утреннюю проверку. Зеки сами их кормят. Новорожденных котят быстро разбирают – поят их молоком, играют с ними. Даже глаза им промывают сильной заваркой, чтобы вовремя и правильно открылись.

Но самое раздолье у нас тараканам. Я думал, они по всему миру исчезли, раз их нет даже в Москве. У нас они везде – в каптерке, в столовой. Не боятся ни дня, ни ночи. Сидишь, бывает, с книжкой на шконке, а он, хорошо, если мимо проползет. Обычно тараканы на книгу забираются, по страницам ползут. Или ты читаешь, а у тебя из рукава на страницу таракан падает. Когда я сюда только попал, я с ними боролся. Весь барак надо мной смеялся. Я их дихлофосом душил, подлавливал возле щелей между верхними и нижними шконками, выметал тряпкой из тумбочек. Ничего не помогло. А я все равно за год к ним не привык, но теперь уже не обращаю на них внимания. Только когда они совсем неожиданно появляются перед глазами, смахиваю рукой. А бежать за веником, убивать их – уже лень.

У нас еще много голубей, муравьев. Даже змеи и скорпионы есть, потому что барханы рядом.

«Для ментов, мы зеки - люди второго сорта»

Еще десять минут, и начнется подъем. Мы все, как один, должны будем выйти на зарядку. А если не выйдем, зайдут менты, и начнут выгонять на плац, и попутно шмонать нас и барак. Потом для всех начнется завтрак, а я не буду завтракать. Если идешь на завтрак, надо обязательно быть в робе. Это такая черная одежда с биркой, на которой написана твоя фамилия и номер отряда, кепка с козырьком летом и шапка зимой, черные туфли. Их тут шьют – у нас на зоне, в мастерской.

Те, кто завтракает, в робах выстраиваются перед столовой, и их туда запускают по одному. А я не могу. Меня унижает ходить в столовую с ложкой наперевес, стоять там шеренгой, пока не дойдет твоя очередь. И тарелки с кружками там грязные. Столы, рассчитанные на десять человек, липкие. А еда совсем противная. Пшенка или сечка какая-нибудь, овсянка или перловка. Такая основная еда на завтрак. На второе дают сладкий чай. Иногда килька бывает, консервированная свекла или капуста. Раз в неделю дают яйцо. А на обед у нас обычно суп с курицей. Наверное, специально для нашего лагеря находят самых дохлых и жилистых куриц в мире. На второе мы получаем ту же кашу, как и на завтрак, на третье – кисель. Ходят слухи, туда добавляют бром – чтобы человек сонным себя постоянно чувствовал. Я его редко пью. Ужинаем мы картошкой, сваренной в мундире, иногда рисовой, иногда гречневой кашей с теплым сладким молоком. Норма хлеба на каждого зека – семьсот пятьдесят грамм. Его пекут тут же в пекарне. У нас в лагере пекарня есть. Там зеки работают. Поэтому хлеб вкусный бывает. А макароны нам дают черные, даже цвет их пугает, на гусениц похожи. Я никогда их не ем. Я так хорошо знаю меню столовой, потому что пятнадцать дней жил на карантине. Когда заключенный попадает в лагерь, его сначала на карантин посылают. Туда приносят только еду из столовой, а передачи с воли запрещены. Так что столовской еды я наелся. Я, когда только сюда попал, удивлялся, почему у многих зеков черные дыры между зубами. Потом оказалось, это из-за того, что мяса не едим. Несколько месяцев не прошло, как у меня самого отвалились совершенно здоровые зубы – два коренных и две коронки. Пришлось те зубы, которые были под коронками – второй и третий верхние, выдергивать самому, чтоб не болели. Врачам тут не верят, а зубных сильно боятся – они не очень чистые, могут залезть тебе в рот грязными пальцами, могут сделать укол использованной иголкой. Для них, как и для ментов, мы – зеки, люди второго сорта, даже не совсем люди, с нами можно поступать, как угодно. 

Но сегодня у нас на ужин будет суп с мясом. Одному из нас прислали дачку. После обеда наш дежурный поднимет из столовой картошку, лук, воду. Будем варить суп в нашей коптерке. Хорошо бы, если б в дачке еще приправа была. Соскучился по мясному супу уже.

– Такбир! – раздался крик.

Наступила тишина. Все узнали этот голос – кричал Абу-Бакр. Через секунду уже закричала толпа:

– Аллаху Акбар!

Абу-Бакр повторил те же слова, и в этот раз хор был стройным и сильным. Он повторил в третий раз, и хор уже грянул. Барханы, наверное, вдалеке посыпались. Если я скажу, что после этого воцарилась тишина, я совру. Тишина не может быть такой оглушительной. Менты стояли онемев, они даже рты от ужаса разинули. Не знали, что делать. Они стояли кучкой и просто пялились на происходящее.

– И никаких переговоров! – взвизгнул Марат, потрясая прутом.

Между бараками – там, где выход с нашей территории на пустырь – замерли блатные. Они там были и те, кто к ним примкнул. Джамаатовские стояли у третьего барака. Их было примерно столько же, сколько блатных, но почему-то они казались гораздо мощней. Некоторые держали в руках железные прутья, другие – палки с гвоздями на конце. Появился Конан. С неизвестно откуда взявшимся подобием биты. Между блатными и джамаатовскими уже лежало на земле два человека. Они не подавали признаков жизни. Все снова замолчали.
http://rusrep.ru/article/2013/05/14/jail

0

2

Записки из кавказской тюрьмы

Продолжение: война в лагере

«Записки из кавказской тюрьмы» – это личная история не только о том, что из себя представляет тюрьма изнутри, и особенно на Кавказе, это попытка человека, который никогда не принадлежал криминальному миру и не принадлежит, понять, как он устроен и как в нем выжить. Дневниковые записи человека, который в данный момент отбывает срок в тюрьме на Северном Кавказе.

Али Саидов
20 мая 2013

А началось все в конце дня – с самой ерунды. Я должен сначала рассказать о промке. Есть у нас такая промышленная зона. Это несколько цехов, расположенных отдельным рядом и огражденных  решетками от жилой зоны. Вообще, колония – это не тюрьма в обычном смысле, где заключенные сидят в камерах и один раз в день выходят на часовую прогулку. Колония – как пионерский лагерь, только в извращенном виде. Зеки живут в бараках. Днем они должны находиться за локалками  – шестиметровой высоты заборами с замками, окружающими бараки, увитыми колючей проволокой, или в самих бараках.  Они открываются во время подъема и как бы физкультуры, завтрака, обеда, во время обеденного и послеобеденного намаза. А после вечерней проверки, в четыре часа дня, они бывают открыты  практически до отбоя – до 11 вечера.

Я живу в седьмом бараке. Потом я еще расскажу, как он выглядит и в какой части территории находится. Сейчас мне не терпится рассказать о промке, потому что все началось с нее. Слева от нашего барака находится вытянутая одноэтажная мечеть. Перед ней плац, на который нас каждое утро выгоняют на зарядку. А промка – через несколько бараков от нее. Она поделена на цехи – блатные и джамаатовские. Блатные изготавливают там деревянные нарды и трости с вырезанными на них узорами. Джамаат считает, что производить нарды – харам, занятие грешников. Они говорят: «Там кости используются при игре. Случай управляет костями – как выпадут. А пророк не допускал полагаться на случай и сподвижникам своим не разрешал». Поэтому они там у себя вырезают шкатулки, тоже с узорами, трости и макеты парусных кораблей – от римских галер до бригантин девятнадцатого века. Когда подходит конец тюремного срока и приходит время выходить на волю, каждый зек начинает готовить подарки для своих близких. Зеки думают, что если они облагодетельствуют родственников на воле шкатулками и тростями, те будут счастливы. Самому важному родственнику зек обязан купить корабль. Так что промка не сидит без дела. Всего нас тут восемьсот зеков. На промке работают только пятьдесят из нас – те, кто просто не может сидеть без дела. Они говорят, за работой время идет быстрее, и можно что-то заработать самому – третью или четвертую часть от сделанного.  Третью или четвертую – это зависит от того, блатной ты или джамаатовский. У блатных одна четверть идет на черное – на общак, вторая – на покупку материала, третья – на ментов, а четвертую получает сам зек. У джамаата одна часть идет на материал, другая – на мечеть, а третья достается зеку. Ментам они ничего не дают. Но иногда менты сами находят повод к ним прицепиться и отнимают у них часть заработка.

Работники промки внесены в специальный список – менты их пропускают туда утром после проверки, в двенадцать их выводят на обед, возвращают, а в три часа дня делают съем – устраивают проверку, нет ли на зоне кого лишнего, и после этого возвращают на зону обратно. Раньше на промке можно было ночевать, зеки спали и ели там. Но в последние годы менты начали наворачивать режим, ограничивать зеков. Теперь если останешься на промке без разрешения или если ты не в списке, можно угодить на кичу (карцер). Раньше на промке работали суточно, не выходя в лагерь, и никаких подъемов, никаких проверок и отбоев, а сейчас положенец начал сдавать наши позиции ментам. Хотя он – блатной от воров в законе – специально поставлен следить за балансом между ментами и зеками. Чтобы менты не ущемляли зеков без повода, чтобы у зеков в лагере были свои поблажки. Например, раньше вес дачек с воли не ограничивался, а сейчас больше двадцати килограммов не пропускают. Раньше зеки чуть ли не шашлыки на пустыре жарили, водку пили, а теперь – ни шашлыков, ни грамма спиртного.

То есть у нас на зоне – свои законы, за их исполнением следят положенцы. Законы такие же, как на воле. Только там они разведенные, как в воде, а у нас в самом чистом виде, как кристаллы, которые выпарили из вольной воды. Тут на зоне ты постоянно повторяешь про себя: «Не верь, не бойся, не проси». Много раз повторяешь, чтобы эти понятия включались в тебе автоматически. Если ты получил что-то с промки, даже просто взял что-нибудь в руки и пообещал заплатить в срок, тебе то, что взял, дадут, просто так дадут, но в назначенный срок с тебя спросят, потому что ты сам срок назначил, никто тебя за язык не дергал. Конец тебе, если ты в этот срок не можешь заплатить. Тогда хорошо, если тебе просто надают пощечин или наставят синяков. Это не так страшно. А могут в день расплаты сломать руку или избить табуреткой по голове. Некоторые после такого начинали «шуметь» – теряли рассудок.

Так вот. Есть тут у нас один Магомед лет пятидесяти. Он же Академик, он же Адвокат – у него очень длинный и развитый язык. Он может говорить часами, не останавливаясь, и смеяться по поводу и без. Смех у него громкий, с мокрыми всхлипами. Он уже в четвертый раз попадает в тюрьму хоть и с большими перерывами на воле, но по одному и тому же делу, и сидеть ему за это дело еще шесть лет. Говорят, это была очень грязная история с одной девочкой, которой еще не было четырнадцати лет. Он якобы залезал к ней в окно, пользуясь отсутствием матери, насиловал ее и пугал, что сам всем все расскажет. Недавно он взял на промке две шкатулки и сам назначил срок. С этого все и началось.

Четыре раза он нарушал срок уговора. В пятый раз джамаатовские прислали к нему Ризвана. Магомед достал шкатулки.

– На! Забери на х… свои шкатулки! – сказал он. – Они слишком дорого стоят, и мне уже не нужны.

– Мух-хам-мад, ты же нарушаешь условия договора. Ты ж уподобляешься лицемерам тогда, а лицемеры  будут на самом дне ада, – сдерживаясь, ответил Ризван и добавил скороговоркой:

– Как говорил Пророк, и да благословит его Аллах и приветствует.

– Я с тобой ни о чем не договаривался! – закричал на него Магомед. – Забирай свое дерьмо и у…й отсюда!

Зазвенела пощечина. Под рукой Ризвана голова Магомеда отдернулась. Магомед вернул ее на место, оторопело моргнул, вены у него на шее надулись, он боднул головой, Ризван отпрянул, но Магомед его все равно задел. Завязалась драка, но зеки их почти моментально разняли.

Ризван пошел к себе в восьмой барак. Когда он проходил мимо общезоновской секции, оттуда выглянул Расул – смотрящий за бараком.

– Ризван, что ты натворил с Магомедом? – вкрадчиво спросил он.

– Ты кто такой и какое твое дело? – высокомерно ответил Ризван.

– А ну-ка, ну-ка, иди сюда, я тебе покажу, кто я такой, – с этими словами Расул схватил Ризвана за руку и втянул в секцию.  На него сразу набросилось несколько зеков, стали его растягивать, лупили кулаками, перекидывая от одного к другому, как волейбольный мяч. Заур, он же Али, увидев это, бегом побежал в наш седьмой барак с криком: «Джамаатовских бьют!» Шестеро вскочили со шконок и рванули туда. Впереди всех бежал Абдусамад. Он рванул на себя дверь общезоновской секции, ворвался в нее. Расул, увидев его, попытался встать со своей шконки, но не успел – Абдусамад уже подлетел к нему, схватился руками за верхнюю шконку, подтянулся, сгруппировался, качнулся назад, набирая разгон и со всего маху ударил Расула ногами в грудь. Расул отлетел и впечатался в стену, сполз по ней обратно на шконку, но уже в обмороке. В это время Даниял, забежавший вторым после Абдусамада, уже стоял посередине комнаты, напротив Шекера, выставив вперед сжатые кулаки. Он ударил кулаком – в солнечное сплетение Шекера. Тот схватил ртом воздух, согнулся пополам, падая, и повалился, припадая головой к поднятому для удара колену Данияла. Раздался сухой стук. Шекер стал падать вперед, но серия коротких сильных ударов справа и слева удержала его на ногах. Когда Даниял опустил кулаки, Шекер сразу повалился назад.

Увидев, что самые сильные в секции избиты джамаатовскими, Гаджи, шестерка блатных, запищал, как мышь, и полез под шконку. Шамиль схватил его за ногу сзади, выволок из-под шконки и ударил пару раз под ребра. Гаджи завизжал, вырвался из рук Шамиля, снова бросился к шконке, забился под нее еще глубже, чем в первый раз, и притих.

Один за другим джамаатовские врывались в секцию. Их было много. Секция продолжала вмещать их, как безразмерная. Джамаатовские толкали, молотили, лупили, пинали. Блатных били руками, ногами и всем, что подворачивалось. За несколько минут секция перевернулась вверх дном – на полу валялись матрасы, доски, выдранные из шконок, осколки посуды, капли крови были разбрызганы повсюду. Джамаатовские остановились и перевели дух, только когда под шконками в страхе корчился весь цвет блатных и приблатненных. Тогда Даниял негромко сказал:

– Хватит. Давайте, делайте расход.

Все еще постояли, глядя на ноги и руки, торчащие из-под шконок. У дверей собиралась толпа джамаатовских, которых секция не могла вместить. Они напирали друг на друга, стараясь втиснуться в нее. Хотя бы засунуть в нее голову и увидеть, что произошло. Никто не хотел уходить. Тогда уже Шамиль крикнул:

– Братья, все нормально! Мы показали этим джахилям! Расход!

Толпа стала с неохотой расходиться по своим баракам. Джамаатовские гордо выходили из секции под стоны блатных.

В каждый враждующий лагерь – джамаатовских и блатных – срочно начали стягиваться силы. Блатные и джамаатовские живут смешанно – в каждом бараке есть и те, и другие. Но теперь зона быстренько перегруппировалась, разделившись на две части, между которыми была положена резкая черта. Пятнадцати минут не прошло, как о случившемся узнали менты. Они тоже начали стягиваться в лагерь. В лагере много с…к – так называют тут зеков, которые сливают информацию ментам. Случится что – они моментально сообщают об этом смсками. Менты всегда получают две версии событий – с той и с этой стороны, потому что с…ки есть в любом лагере – и среди блатных, и среди джамаатовских.

Контролеры начали по-быстрому запирать локалки. Все ждали, что будет. Зеки начали вооружаться – кто чем: самодельными битами, прутьями, палками с гвоздями на концах. Потемневшая зона была освещена фонарями. А в разных ее концах в воздухе кусками собирались тревога, страх, напряжение. Они будоражили и пугали, но еще заставляли с нетерпением ждать – что сейчас произойдет. Адреналин пер изо всех щелей. На половине у джамаатовских подкрепляли себя разговорами: «Эти джахили кем себя возомнили? Посмели руку поднять на джамаатовского. Сейчас они за это ответят. Они увидят что джамаат – это сила».

Наконец они собрались и с разных сторон пошли на локалки. Некоторые пошли по «дорогам», сквозь небольшие отверстия в локалках, которые менты заваривают каждое утро при помощи сварки, но каждый день зеки их снова пробивают. Несколько человек полезли через колючую проволоку. А все остальные схватились за прутья забора, начали его раскачивать.

Когда был сломан замок, зеки добрались до контролера. Он сопротивлялся, пытался убежать, кричал и прятал ключи, но его схватили десятками рук и заставили открыть вторую дверь. Зеки прорвались сквозь локалки.

Джамаатовские собрались возле третьего барака, блатные у выхода на пустырь. Локалки уже все были открыты. Менты сгрудились у вахты и смотрели на происходящее, разинув рты.

Началась драка – с сопением, с хриплыми выдохами при ударе, с заячьими взвизгами и стонами. Адреналин застилал глаза так, что уже не видно было, что происходит вокруг. Ты просто бьешь, сам не чувствуя боли от ударов, которые обрушиваются на тебя. Ты просто находишь ближайшего противника и колошматишь, кидаешь его на землю, топчешь ногами. Ты вспоминаешь то, чему тебя никогда не учили, но то, что ты всегда знал, – как бить. Инстинкты и навыки, рожденные в детстве, в дворовых драках возвращаются так быстро, как будто никогда и не уходили. Джамаатовские начали теснить блатных. Кто-то уже лежал на земле, прикрывая голову разбитыми руками, а кто-то постарался вырваться из клокочущей толпы.

На поле вышел имам.

– Ради Аллаха, прекратите! – закричал он.

– Мужики, остановитесь! – вторил ему положенец, тоже выходя на поле.

Через несколько минут боя, когда уже непонятно было – кто где, и кто с кем сцепился, из него начала уходить ярость. Джамаатовские останавливали друг друга: «Имам сказал…» Блатные тоже начали отступать – сила в тот день была не на их стороне.

Вот тогда-то Абу-Бакар и прокричал: «Такбир!» А двести глоток ответили ему: «Аллаху Акбар!»

Менты застыли в онемении. На их лицах был ужас. Просто животный ужас. Тот самый, который заставляет их всех – сотрудников полиции – уничтожать в республике ваххабитов. Они их не столько ненавидят, сколько боятся. И сейчас своим бездействием, выпученными от страха глазами, зоновские менты демонстрировали свой панический ужас перед теми, кто кричал: «Аллаху Акбар!» 

Со стороны джамаатовских послышались довольные смешки. Похлопывая друг друга по плечам, они начали расходиться. А тела пока так и остались на земле – скорченные и как будто оглохшие от крика, трижды вырвавшегося из двухсот глоток. Опомнившись, блатные начали собирать и уносить своих раненых с поля боя.

Но в ту ночь в лагере никто не спал – ждали штурма «масок».

http://rusrep.ru/article/2013/05/20/jail_war

0

3

Записки из кавказской тюрьмы

Эпизод третий: в ожидании «масок»

«Записки из кавказской тюрьмы» – это личная история не только о том, что из себя представляет тюрьма изнутри, и особенно на Кавказе, это попытка человека, который никогда не принадлежал криминальному миру и не принадлежит, понять, как он устроен и как в нем выжить. Дневниковые записи человека, который в данный момент отбывает срок в тюрьме на Северном Кавказе.

Али Саидов поделиться:

3 июня 2013

Только в два часа ночи все понемногу успокоились. В каждой секции назначили дежурного, который не будет спать и, чуть что, сразу поднимет всех. Через два часа его должен сменить другой.

Все боялись приезда масок. Им даже повод не всегда нужен, чтобы приехать и окружить наш лагерь кольцом спецназа. А тут был повод, еще какой. По плану маски приезжают в наш лагерь примерно раз в три месяца. За вахтой у нас есть отдельная площадка, вот туда они выводят нас всех и начинают шмон: в бараках, в мечети, в столовой – везде. На зону загоняют огромный самосвал «КрАЗ». Обратно он уезжает забитый до отказа одеялами, шмотками, посудой – всем, что не разрешено, не соответствует уставу и лежит не так и не там. Менты бывают счастливы, последний их улов – сорок три телефона в шестом бараке.

После того, как самосвал уезжает с территории зоны, нас начинают пропускать по одному, обыскивая каждого. Тут же изымают запретное – те же телефоны, симки, деньги, одежду, если ее выдали не на зоне и она не черного цвета.

Когда я только попал сюда, мне, пока я находился на карантине, принесли грязно-черную робу. Я не хотел ее надевать, но другой не было. Она была сшита из какой-то расползающейся ткани, как мне сказали, зеками с другой зоны. Пуговицы болтались на нитках и отваливались на ходу, а дырки для пуговиц были даже не пробиты. Штаны - короткие, узкие. Выйдя с карантина, я увидел, что мои новые семейники носят совсем другую форму – добротную, с множеством карманов на штанах и на куртках. Я сразу же спросил их, где они такую взяли, попросил совета: мне тут заказать новую или купить на воле и затянуть сюда. Они посоветовали: пускай родственники купят в магазине черную форму для охранников. Только надо будет на нее потом нашить бирку установленного образца – с указанием фамилии, имени, отчества и номера отряда. Я позвонил брату, попросил его съездить в магазин, посмотреть мне форму. Он сразу поехал. Через час звонок: «Нашел! Очень красивая! Цвета хаки…» Пришлось заказывать форму на промке. Пока ее сшили, хозовская окончательно расползлась. Теперь хожу в добротной черной, сшитой местными зеками. Она теплая, но от сырого, промозглого воздуха зимой не спасает. Приходится под робу натягивать свитер, а под штанами носить, простите, кальсоны.

У меня есть привычка: что бы ни случилось сегодня и что бы ни ждало меня завтра, я засыпаю легко и быстро. Завтра будет завтра. От тебя ничего не зависит, поэтому о них лучше подумать завтра – знаменитый принцип Скарлетт О’Хары. Мне нравится эта книга – «Унесенные ветром». Недавно мне сюда передали продолжение «Скарлетт» Александры Рипли. Я прочел и понял, что не надо другим авторам писать продолжение к чужим книгам.

Когда меня забирали из дома и везли в районное отделение милиции, я захватил с собой две книги – какой-то шведский детектив и Дона Уинслоу про серфингистов. Я их прочитал за два дня и попросил брата принести мне еще. Он зашел в какой-то районный магазин и купил все, что нашел: Рипли и какого-то краснодарского писателя, который писал о колхозе. Его я даже начать не смог. А Рипли прочел. Но если б было что-то другое, не стал бы читать.

Я и просыпаюсь так же легко, как и засыпаю. Но тем, кто знал, что они уже попали под раздачу, не спалось. Они ерзали, ворочались на своих шконках. В этот вечер для них спокойная лагерная жизнь закончилась. Их срок не изменится, никто не начнет раскручивать их уголовное дело заново, они выйдут на волю в назначенное для них время, но завтра же они могут попасть под молотки или на кичу. Неизвестность страшит.

Бывшего зека вычислить легко – по землистому оттенку кожи, неспокойному взгляду, непонятной тщательности в одежде и своеобразной манере изъясняться

Так-то в обычные дни страхом тут и не пахнет – все, что с тобой могло случиться, уже случилось.

Я все пытаюсь описать наш лагерь, вхожу в какие-то подробности. Тут, в тюрьме, все перебивают ее собственные запахи – вонь сортира, разносящаяся по баракам, когда в них нет воды. А воды тут не бывает часто. Отвратительная смесь сырости, пота, несвежих продуктов. Непроходящая вонь окурков, иногда с легкими оттенками густого запаха анаши. Ее курят тут рядом – в общезоновской секции, где живет положенец. Смрад мусорки, его приносит из-за мечети постоянно дующий ветер.

Все эти запахи впитываются в нас, и мы начинаем пахнуть по-зековски, не важно, что через день ходим в баню, стираемся раз в неделю, регулярно меняем носки и чистим зубы по пять раз в день. Этот запах неистребим.

Бывшего зека вычислить легко – по землистому оттенку кожи, неспокойному взгляду, непонятной тщательности в одежде и своеобразной манере изъясняться. К вам пристанут и другие тюремные привычки, например, пить чай с карамельками, слабость к чифирю. Вдруг среди людей вы можете, не отдавая себе отчета, присесть на корточки, сплюнуть на землю. Конечно, есть зеки, которые живут только по понятиям, для них тюрьма – почти обязательное для уважающего себя вора жизненное обстоятельство. Тут налаживаются новые контакты, планируются новые операции, подготавливаются мальцы – пехота воровского мира, часть из них так и сгниет по тюрьмам, лишь единицы поднимутся до звания – вор в законе.

Я засыпаю. Мне снится сон, который я уже видел не раз – отголоски того потрясения, того толчка, который перевернул тихую, спокойную жизнь нашей семьи. С тех пор ни один из нас уже не чувствовал себя в безопасности – защищенным от воров, от ментов, от бандитов. Что-то случилось, и наша семья попала под прицел, и двое ее членов – один за другим – были наказаны по очереди: рублем, жизнью, свободой, правом распоряжаться собой, не важно – виноват ты был или нет. И то, что со мной сейчас происходит, это продолжение того сна, воспоминание о том, что было.

Мне снилась племянница Ася. Ей снова пять лет. Она стоит, привалившись спиной к своей матери – жене моего брата, а та сидит на табуретке в кухне моего дома. Во сне ее глаза – с загнутой решеткой ресниц – не отрываясь смотрят на меня, из них капают крупные слезы. Она не моргает, слезы просто капают из ее глаз. Наконец вернулся мой брат. Мой брат, которого мы искали почти семьсот дней, и на семисотый он вернулся из плена.

– Ася, не плачь, – повторяю во сне я и во сне же чувствую, как судорога схватывает мое горло – все как тогда. – Твой папа вернулся. Иди в комнату. Он там тебя ждет.

Звуки сирены вырывают меня из сна. Обвожу глазами барак. Все спокойно, как будто вчерашнего не было.

Зеки собираются на плацу небольшими группками, ходят вдоль него, разбившись по двое и по трое. Переговариваются. Дымят сигаретами. Звучит нервный смех.

– Маски будут сегодня? – спрашивает один другого.

– Дорожники пока молчат…

Со всех сторон летят шепотки: «Маски…»

Завтрак. Все напрягаются еще больше. Прячут на тарки и в каптерки все, даже мелочи. После завтрака приходят «братья» из других бараков.

– Что будет? – притихшими голосами спрашивают они.

– Аллах знает, что будет. Что будет, то и будет. Подождем, – отвечают им.

Я – человек читающий, тут в тюрьме работаю библиотекарем. Я на книги – всеядный, преклоняюсь перед людьми, которые умеют писать, тем более подбирать рифму. Может, я недооценивал Магомеда, думаю я. Может, зря считал дешевым и пустым болтуном

И тут, как ни в чем ни бывало, как будто драка не началась из-за него и теперь нам всем не грозит приезд масок, забегает ко мне Магомед и, блестя из-под кустистых бровей своими поросячьими глазками, поводя носиком-рыльцем в стороны, так сладко мне говорит:

– Али, а ты знаешь, я стихи сочинил.

Я чуть не присел. Я – человек читающий, тут в тюрьме работаю библиотекарем. Я на книги – всеядный, преклоняюсь перед людьми, которые умеют писать, тем более подбирать рифму. Может, я недооценивал Магомеда, думаю я. Может, зря считал дешевым и пустым болтуном.

– Я две недели над ними думал, – довольно говорит Магомед. – Только вчера последнюю строчку написал. Эти стихи я посвятил своей жене, она столько времени меня ждет. Как я ее люблю.

К нам подошли послушать еще двое – Махмуд и Абдулла.

– Мы тоже хотим послушать, – говорят они. – Рассказывай свой стих.

Коротко хохотнув и смущенно отставив назад ножку, Магомед начинает:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

– Стоп-стоп-стоп! – закричал я. – Это же не твои стихи!

– Как не мои?! – возмущенно захрюкал Магомед. – Клянусь Аллахом мои, столько я над ними думал! Столько времени на них потратил!

– Это стихи Симонова! – сказал я.

– Какого на хер Симонова?! В каком бараке он сидит? Он у меня списал. Я сейчас найду его и ушатаю!

– Магомед… – сказал я. – Он написал их еще в сороковые, во время войны.

– Не может быть! Ты меня специально на…ешь!

– Абдулла, а ну-ка, возьми его текст, – попросил я. – А я тебе сейчас наизусть расскажу, что там написано. Давай сравним.

– Не может быть! – завопил Магомед, когда я закончил. – Клянусь, я сам их придумал! А ты какого-то несуществующего Симонова специально приплел. Ты вечно строишь из себя самого умного, не даешь мне спокойной жизни!

– А ты, Магомед, в интернет зайди, в «Яндексе» посмотри, все про Симонова узнаешь…

И вдруг по лагерю пробежало: «Маски! Маски приехали!»

http://rusrep.ru/article/2013/06/03/jail

0

4

Записки из кавказской тюрьмы

часть четвертая

14 июня 2013

На длинной и высокой эстакаде уже построились фигуры в комбинезонах цвета хаки с длинными винтовками с оптическим прицелом.

Нас, построенных для проверки, начали выводить с плаца на огороженную площадку, находящуюся за вахтой. Выводили всю зону, а это тысяча человек (исключая тех, кто имеет справки от врачей, «хромоту» и «обиженных»).

По периметру площадки встали омоновцы, собровцы с собаками. По дороге пошли работники управы, оперативники, инспекторы и какие-то люди в камуфляже, с ног до головы обвешанные оружием. Можно было подумать, что всем спецструктурам отдали приказ явиться сюда, и они приехали – кто в чем был: одни – в бронежилетах с карманами, оттопыренными бог весть чем, еле двигаясь под их тяжестью, другие – в парадной форме, а третьи – в комбинезонах, с лицами, закрытыми масками: из прорезей виднелись глаза, рот и темные дыры ноздрей.

Лагерей уже не существовало. Мужики – блат и джамаат – как будто сжались перед общим врагом – теми, кто в форме.

Мы стоим, переминаемся с ноги на ногу, разговариваем, ждем. Холодно! Самые предусмотрительные захватили с собой термосы с чаем, сидят на корточках. Кто-то вяло переругивается с бойцами оцепления:

– Эй ты, откуда приехал? Ты что, неместный? Ты боишься, да? Ты чего маску напялил? Думаешь, не узнаем тебя потом на воле?

– Как ты можешь это смотреть! – запричитали вокруг. – Она же совсем открыта! Ты лучше бы взял с собой правильную книгу об исламе. Этот журнал надо сжечь

Я сдуру взял с собой какой-то глянцевый журнал, чтобы скоротать время, но не тут-то было. Кто только ко мне не подошел:

– Что читаешь?

Я открыл наугад журнал – выпала страница рекламы с полуголой Шарлиз Терон.

– Как ты можешь это смотреть! – запричитали вокруг. – Она же совсем открыта! Ты лучше бы взял с собой правильную книгу об исламе. Этот журнал надо сжечь.

То ли шмон в лагере закончился, то ли кузов самосвала уже заполнился до предела. Вдоль дороги выставили столы, за них сели наши отрядные и начали выкрикивать наши фамилии. Один за другим мы проходили через дверцу, ведущую не на зону, а за вахту. За дверцей по обеим сторонам стояли менты, они распределяли зеков – кого в комнату досмотра, кого обыскивали на месте, а кого сразу в карцер. Путей отхода не было – плотные живые коридоры. Обыскивали каждого – заглядывали в рот, искали там телефонные симки. Металлоискателем проводили вдоль тела – с головы до ног. Ощупывали все – от обшлагов рукавов до поясов брюк. Тщательно пропальцовывали каждое место, каждый шов, где можно спрятать симку, деньги или что-то запретное.

Под робой у меня был новый коричневый свитер, но я мерз даже в нем. Меня заставили его снять.

– Вы что делаете? – спросил я. – Он же по правилам темный!

– Ты еще рассуждаешь? На кичу хочешь?

На кичу (карцер) я не хотел и со свитером попрощался. Он ушел в гору одежды, высящуюся на большом столе.

За вахтой разгораются костры – жгут столы, одеяла и другой изъятый хлам. Только ценное не сжигается, а уходит наружу – для перепродажи по дешевке или для себя.

Позже мы узнали: в темноте прошлой ночью менты в куче тел не смогли разглядеть лиц, поэтому сейчас искали только тех, кто накануне участвовал в погроме блатной секции. Их имена еще прошлой ночью стали известны операм. Наверху уже было решено, кого забрать и наказать. Поэтому во время шмона менты особое внимание уделяли зекам из нашей секции. Заура, Данияла, Марата и Шамиля по одному выцепили из отстойника и провели по живому коридору на кичу. Шамиль дернулся в сторону, но опер перехватил его и втолкнул обратно в шеренгу ментов.

Абдусамада нашли в каптерке. Обычно каптерку при масках осматривают поверхностно, даже не во все каптерки заходят. Но в этот раз менты старались как никогда. Они обошли все – каптерки, туалеты, чердаки, крыши.

В итоге на кичу попали пятнадцать джамаатовских и пять блатных. Некоторых из них мы так больше никогда и не увидели. Кто-то начал свое восхождение по ступеням усиления режима – на кичу (ШИЗО, карцер), в БУР (блок усиленного режима), в СУС (строгие условия содержания) и на ЕПКТ (единое помещение камерного типа). А в последнем случае уже вывозят в другой лагерь.

В первый же день всех, оказавшихся на киче, подкинули хотя бы по разу – одних заводили в камеры и били дубинками по почкам, так, чтобы не оставить следов, других провели в камеры через строй омоновцев, и те били их дубинками.

А мы вернулись в лагерь. Конечно, мы ожидали, что в секции будет погром. Но то, что мы увидели, войдя в нее, намного превышало наши ожидания. Шконки, матрацы, простыни, брошенные на пол. Холодильник выворочен и перевернут. Аквариум – наша радость… Просто бессмысленное кружение рыбок в нем успокаивало нервную систему… Короче, наш аквариум был разбит, а рыбки раздавлены на мокром полу сапогами. В каптерке было и того хуже – вещи из разных сумок валялись одной общей кучей, и по ним радостно ползали тараканы.

Повезло нам лишь в одном – тарку с телефонами менты не нашли, хотя, видно было, простучали все стены, осмотрели все щели, а кое-где даже сняли ламинат и вскрыли полы.

Многое нам не разрешено: стеклянная посуда, самодельные печки-спирали, сырые продукты. Самый главный «запрет» – телефон, трубка, т-шка, кто как называет. Поймают с телефоном – радуйся, если не попадешь на кичу.

Но мент всегда найдет повод придраться. Я, например, когда попал в тюрьму, сдуру сдал свою гражданскую одежду и туфли тюремному вольному каптерщику, который выдал мне ту пресловутую робу, но обувь тюремную он пообещал выдать позже. Это позже так и не случилось, и я целый месяц проходил в тапочках, пока мне не привезли черные туфли. Во время проверок, а также во время походов в столовую, надо быть в полной форме – от кепки до черной обуви. И дежурный мент дважды загонял меня на кичу – за тапочки, не желая разбираться, почему на мне они, а не туфли.

Почему-то на киче снятся удивительно яркие, цветные сны со множеством подробностей, вплоть до запахов. Сны, в которых всплывают реальные события, но в каком-то необычном ракурсе

Кича, или карцер – это своего рода тюрьма в тюрьме. Тут держат до пятнадцати суток по распоряжению специально собираемой комиссии из ментов, обсуждающих очередное прегрешение зека. Кича – это несколько камер в отдельном блоке за столовой. В каждой – двухъярусные металлические шконки, они опускаются только в девять вечера, а поднимаются в пять утра, то есть только это время ты можешь проводить лежа. В центре камеры привинченный стол со скамейками, в конце под самым потолком зарешеченное окошко. У входа – занавешенный грязной простыней проем с туалетом и умывальником. Обувь оставляешь у входа в камеру, по полу ходишь в носках. Камеры рассчитаны на восемь-десять человек, но обычно там всего два или три зека. Летом невыносимо жарко, зимой – так же невыносимо холодно. В первый день матрац приносить не разрешают, спишь так, на голых досках. В киче не разрешены сигареты, чай, книги, карты. Некоторые от безделья играют в шашки, нацарапав на столе черенком ложки доску, а вместо шашек использую хлебные мякиши. Конечно, по возможности запреты обходят – затягивают во время прогулок «бондяки» – целлофановые свертки с «глюкозой», заваркой, сигаретами. Обычно в камерах бывают затарены «бульбуляторы» – самодельные кипятильники из лезвий с проводами. «Хромота» приносит еду из столовой, но обычно для страдальцев добавляют больше мяса, стараются сделать ее вкуснее.

Подъем на киче – в пять утра, в восемь – обход, можно заодно обратиться к врачу, с девяти до десяти – получасовая прогулка в маленьком дворике размером не больше камеры. Дворик огорожен стенами высотой метра в три, сверху тоже забран решетками, над двориком шастают менты-контролеры. Затянуть под крышу «бондяки» можно именно в это время, но после прогулки могут и обшмонать.

Целый день ты и один-два сокамерника. Убираемся по очереди. Разговоры все переговорены, игры все переиграны, анекдоты все рассказаны. Остается одно – спать. Стелешь молитвенный коврик, если он есть, под голову – вместо подушки – кепку, и «топишь массу». Мне повезло, что я попал туда в мае, когда уже не холодно и еще не жарко. Почему-то на киче снятся удивительно яркие, цветные сны со множеством подробностей, вплоть до запахов. Сны, в которых всплывают реальные события, но в каком-то необычном ракурсе.

Вообще, сны и воспоминания – это огромная часть жизни зека. Я буду их пересказывать по ходу моего рассказа так, как они ко мне приходят. Потихонечку, может, и мне самому станет понятно, почему все-таки я попал сюда.

http://rusrep.ru/article/2013/06/13/jail4

0

5

Мне снилось лето и то, что однажды случилось с моим братом. Это произошло в семьдесят седьмом году, когда мы были еще детьми. Но потом произошедшее возвращалось ко мне во снах, и, может быть, эти повторяющиеся сны, и тот ужас, который я переживал ночами снова и снова, привели к тому, что несчастье случилось с моим братом во второй раз, когда мы уже были взрослыми.

Родители отвезли нас с братьями в село на каникулы, а сами вернулись в город по срочным делам, оставив нас под присмотром не очень строгой тети. Мне было тринадцать, братьям-близнецам – одиннадцать.

В селе отец строил дом. Мы жили не в селе, в городе, но у нас так: каждый выходец из села считает своим долгом построить дом. Даже если он будет приезжать в него всего на пару дней раз в год, но дом в родном селе должен быть. Но вместо того, чтобы сразу построить большой прочный дом, обычно сначала строят дом на пару комнат с подвалом, потом оказывается, что места в нем для всех нет, готовить негде, туалет – чуть больше ласточкиного гнезда над бездной. Дом начинают переделывать – пристраивать к нему то комнату, то этаж. В результате дом выходит уродом с большим количеством ненужных, пустующих комнат. Многие из них не отапливаются – в доме всего одна печь, встроенная в стенку между кухней и жилой комнатой. Тут домочадцы и проводят больше всего времени и летом, и зимой. А сам дом лепится на скальное основание горы – это у нас называется «фундаментом». Я это к чему говорю, пока не дороешь землю до скалы, закладывать стены дома нельзя.

В нашем доме уже был готов первый этаж, и папа делал к нему пристройку. Наш дом стоял на склоне горы, фасадом глядя в пропасть перед горой. На обнаженном участке скалы уже была выстроена опорная внешняя стена, а между ней и самим домом росла огромная куча земли. На ее месте собирались строить новую комнату. Но сначала землю надо было расчистить. Строители подрыли ее снизу, они хотели расшатать основание этой земляной горы, чтобы потом она сама рухнула и было бы легче ее вывозить. Когда строители ушли на обед, мы с братьями рванули к этой куче и схватили оставленные лопаты.

Мы уже минут двадцать рыли землю, выгребая из-под горы небольшие комки земли, как вдруг над головой что-то зашелестело, послышался треск. Мы с Арсеном успели отскочить. Но Арслан – он работал посередине, между нами – исчез под завалом. Мы с Арсеном, даже не переглянувшись, одновременно кинулись на эту кучу земли – и рыли, и рвали ее руками, отбрасывали за себя и в стороны. Я первым увидел руку. Я схватился за нее и потянул.

– Осторожно, руку больно! – раздалось глухо из-под земли.

Арсен ткнулся пальцами в плечо Арслана и ухватился за него. Мы тянули и тянули, не желая слышать его крики. Нам казалось, что жизнь его зависит от того, как скоро мы его вытащим.

Он привстал – бледный, белый весь и измазанный землей. Голубые глаза смотрели мутно. Он не смог стоять и упал, потому что подвернул ногу, когда уходил в землю. Мы подхватили его под руки и повели в дом. Через час его нога сильно распухла.

Собрались родственники на семейный консилиум. Осмотрев больную ногу и неодобрительно поцокав, дядя Абдул проговорил:

– Я знаю самое лучшее лечение – надо отпустить кровь.

Мы с братьями, воспитанные на коммунистической идеологии и знавшие о кровопускании только из старых книг, были в шоке. Мало того что у Арслана нога распухла, они хотят у него еще и кровь выпустить! Да еще и какой-то мулла!

– Тут в соседнем селении есть один мулла, он очень хорошо делает кровопускание, – поддержала его тетя Марьян.

Я даже подскочил:

– А что, в селе нет ни одного врача?

– Есть один, но он не совсем врач, скорее, ветеринар…

Мы с братьями, воспитанные на коммунистической идеологии и знавшие о кровопускании только из старых книг, были в шоке. Мало того что у Арслана нога распухла, они хотят у него еще и кровь выпустить! Да еще и какой-то мулла! Никаких мулл мы в жизни не видели и видеть не хотели. От религии мы были очень далеки. Дома нам вообще запрещали упоминать имя Аллаха без особой причины.

– Завтра мы едем в город, там его вылечат! – сказал я.

– Али, мы знаем что делаем, – заспорил дядя Абдул. – Старая медицина всегда помогала!

– Он ногу ушиб! При чем тут кровопускание? Я старший брат, и я решаю. Едем утром домой.

Дядя Али, по своему характеру тихий и уживчивый человек, умолк.

Не помню, как нас ругали за это приключение, помню только, как один из наших родственников, приехавший к нам по этому случаю, мял и вертел ногу кричащего от боли Арслана со словами:

– Вообще-то, я не ортопед, я просто окулист, но что с ногой, разобраться смогу.

Много лет спустя брата похитили, и на протяжении семисот дней мучительного ожидания, прошедших с момента его исчезновения, мне время от времени казалось, что это тогда летом его засыпало землей, он исчез и больше ничего не было. Что это растянувшееся в вечность повторение того мгновенного кошмара.

В лагере кровопускание пользуется особой популярностью? Тут каждый второй мнит себя великим врачом. Согласно старым книгам, для кровопускания достаточно сделать небольшой надрез на ноге или руке и через него выпустить определенное количество крови. Но тут, в лагере, кровопускание, или, как его называют, «хиджама» – целая наука и морока. Если болит голова, кровь отпускают из определенных точек на лбу и затылке, если болит печень… Вернее, ты сам думаешь, что это именно печень у тебя болит, кровопускание тебе делают на уровне желудка.

В первое время я удивлялся, видя странных зеков с круглыми синяками на самых неожиданных местах – на лбу, на выбритой чисто голове, на груди, на животе. Потом увидел, как тут проводят эту процедуру. И поверьте, мне одного раза хватило, чтобы больше не хотеть видеть ее никогда.

Сначала на место, предназначенное для кровопускания, ставятся обычные банки. Стеклянные в тюрьму затянуть очень тяжело, и «ноги» стоят достаточно дорого, начальство знает, зачем они тут нужны – и поэтому на кровопускание постоянная очередь. Сняв банки, лезвием от одноразового бритвенного станка Bic делается множество мелких надрезов. На это место вновь ставится банка. Она понемногу заполняется кровью. И вот когда доморощенный доктор решит, что крови выпущено достаточно, или когда сам пациент от одного вида крови или просто с непривычки упадет в обморок, что случается часто, доктор, прошептав обязательное короткое «Бисмиллях», снимет банки.

Кто-то говорит, что это помогает, а кто-то – что нет. Один зек уверял, что после трех кровопусканий у него сделалась изумительная память.

Из потока не особо связных мыслей меня выводит Конан.

– Али, мы ждем перекида. Пойдешь с нами?

– Я-то пойду, но я сколько лет не бегал! Будет от меня толк?

– Видимость толпы создашь – уже толк.

Под свист и улюлюканье мужиков контролеры гонятся за зеком, а тот перебирается на запретку, хватает бондяк и бежит обратно. Если контролеры подбираются к нему слишком близко, он перебрасывает бондяк другому зеку. Вообще, раньше было принято или положено так: зек поймал, значит, перекид его.

Наш лагерь – это вытянутый прямоугольник, огражденный бетонной стеной с колючей проволокой, трехметровой зоной для обхода охраны и шестиметровой запретной зоной – «запреткой», распаханной так, что при случае на ней будут видны отпечатки обуви тех, кто посмел вступить на нее. Снаружи зоны – за забором – еще одно ограждение, вдоль которого уже ходят другие охранники с собаками. Их задача – не допустить во внешнюю запретку гражданских лиц. Довольно часто, чуть ли не ежедневно, в лагере происходят «перекиды».

Перекид – слово, говорящее само за себя. Туда, где есть какая-то возможность: крыша частного дома, находящаяся достаточно близко к зоне, площадка, с которой легко скрыться, в условленное время подходит друг или родственник заключенного и перебрасывает через забор «запрет». Это может быть телефон, завернутый в губку и привязанный к пластиковой бутылке, водка или спирт в такой же пластиковой бутылке, легкие наркотики – «таблетки-лирики», анаша, «насвай» (что-то типа жевательного табака с одурманивающим эффектом). Все то, что не разрешено заключенному на зоне.

Говорят, что когда запрет перелетает через основное ограждение зоны, специальные акустические датчики реагируют и подают сигнал, на который сразу реагируют и контролеры. Хорошо, если перекид упадет на территорию зоны – тогда зек успевает схватить «бондяк» и скрыться в бараке. Но если он попал на запретку, начнется погоня. Под свист и улюлюканье мужиков контролеры гонятся за зеком, а тот перебирается на запретку, хватает бондяк и бежит обратно. Если контролеры подбираются к нему слишком близко, он перебрасывает бондяк другому зеку. Вообще, раньше было принято или положено так: зек поймал, значит, перекид его. В таком случае менты его не преследовали и не пытались перекид отобрать. Но если же менты ловили перекид – он, естественно, уходил на вахту, и дальше судьба его была покрыта мраком. Некоторые контролеры потом продавали отработанный хабар – коньяк по дешевке, телефон за четверть цены. А сейчас уже никакие тюремные законы не действуют. Положенец, вечно укуренный, делает одну уступку за другой. Сейчас даже если зек поймал перекид, контролер все равно может наброситься на него и отнять добычу.

На зоне у нас сидят несколько человек, попавших сюда именно за перекид. Одного достаточно взрослого человека попросили привезти к зоне пакет и просто передать его в условленном месте. В декабре позапрошлого года подъехал к колонии и бесплодно кружил около нее на своей «Приоре» в ожидании получателя пакета, пока не был схвачен набежавшими оперативниками, которые, как потом говорили, прослушивали все его переговоры с зоной. В пакете оказались наркотики, ему дали четыре года.

В этот раз ловить перекид мы собрались за девятым бараком на пустыре, поближе к забору. После множества звонков и согласований Конан сказал:

– Приготовьтесь.

Раздался свист сирены, за ним под улюлюканье и свист зеков, побросав дубинки и роняя фирменные кепки, неуклюже покатились контролеры. В нашу сторону полетело два небольших бондяка. Один оказался в руках Заура. К нему тяжело и натужно дыша подбежал контролер Муса. Заур размахнулся и перекинул добычу мне. Я сразу побежал к локалке. Вбежав в нее, я перебросил бондяк Конану, который был уже у спасительных дверей, ведущих в барак.

Другой перекид упал на запретку. За ним сразу полез «обиженный» Абдул с достаточно громкой для его статуса кличкой – Волк. Схватив бондяк, он махом перелетел обратно в зону и побежал от контролеров. Но гнаться за ним или трогать его никто из контролеров не стал бы – это не по понятиям. Я в другой раз объясню, кто такие «обиженные» и почему их нельзя трогать.

Добычей Конана стал новый телефон Samsung Galaxy 3 с зарядкой к нему, который он пустил в перепродажу, и второй телефон попроще – Nokia – его он оставил себе.

Вообще, телефон – это особая и очень важная часть жизни зека на зоне. Телефон – это и связь с волей, с близкими и родными, это и возможность выходить в социальные сети – «Одноклассники», WhatsApp, это и постоянная охота за новыми знакомствами.

Я никогда не мог понять, почему девушек и женщин так привлекают заключенные. Есть зеки, которые живут тем, что находят новых и новых жертв среди женщин, выманивают у них деньги, вещи, напуская на себя пуху и рассказывая о своих злоключениях самые невероятные истории.

Я никогда не мог понять, почему девушек и женщин так привлекают заключенные. Есть зеки, которые живут тем, что находят новых и новых жертв среди женщин, выманивают у них деньги, вещи, напуская на себя пуху и рассказывая о своих злоключениях самые невероятные истории. Всеми правдами и неправдами зекам удается даже уговорить таких женщин на длительные свидания. Хотя официально длительное свидание разрешено только раз в три месяца и только с женой или близкими родственниками. Но существуют достаточно понятные способы это ограничение обойти.

– Посмотри, какую кадру я в Москве нашел. Она ждет меня, хочет мне машину купить. Посмотри, какой у нее мощный зад! Эх, зажгу я с ней!

– А я у своей четыре штуки отхватил, только я успел сказать ей, что мне деньги нужны – она сразу скинула. Вот дура!

Другая группа заключенных – это погрязшие в любовных делах и интригах.

– Ты меня еще любишь? Ты меня ждешь?

Через минуту:

– Ах ты, сука, ты у меня до…ешься! Подожди, я выйду, раз…бу тебя!

И опять:

– Любимая, как ты?

И вновь:

– Не звони мне никогда больше, бл…дь!

Это может продолжаться часами. Мне не понять, что заставляет собеседниц все это выслушивать и не послать беззубого и зачуханного зека куда подальше…

Третья категория разговаривающих с женщинами – помешанные на религии.

– Смотри, ты должна молиться. И обязательно одевай хиджаб. Я тебя люблю ради Аллаха и хочу, чтобы ты была праведной.

Или:

– Субхану Аллах, почему ты не берешь трубку, когда я звоню! Я с тобой разведусь! Когда я звоню, бери трубку.

– Мужчина, выбирая себе невесту, должен смотреть в первую очередь на ее богобоязненность. Ты учишь хадисы? Читаешь Коран? Смотри, будешь мне суры наизусть рассказывать!

Четвертые – это помешанные на сексе.

– А что ты сейчас делаешь? А пришли-ка мне свою фотографию. А встань-ка вот так и сфотографируй себя…

Эти разговоры они не стесняются вести при других зеках, и фантазия их неисчерпаема. И все их многочисленные любимые – почему-то «Зайки»…

В соцсетях бушуют нешуточные страсти – рождаются и умирают бурные романы с зеками. Глупые, романтически настроенные женщины очертя голову бросаются в эти любовные истории. Приезжают из Москвы, Питера, российской глубинки, не боясь никаких рассказов о Кавказе, на свидания, выстаивают очереди к кавказским зекам, привозят с собой неподъемные пакеты с продуктами, убеждаются, что они у зека далеко не единственные, а сам зек – далеко не тот, за кого себя выдавал и каким виделся на далеком расстоянии, но приезжают вновь и вновь. Красивые и безобразные, тощие и тучные, молодые и далеко не первой свежести – все они едут, едут и едут.

Продолжение следует…

0

6

«Одноклассники» и воля

Расул, смотрящий (блатной, поставленный для соблюдения порядка и поддержания воровских законов в бараке) за шестым бараком, о котором я уже рассказывал, страстный «охотник». На статусе Расула в «Одноклассниках» висит старая фотография, где он за рулем Х5 с номером 333. Он часами зависает в этой сети, терроризируя понравившихся ему девушек словами: «Ты такая красотка, давай пазнакомимся»; «Ты мне так нрависся»; «Я хачу тибя увидить» и тому подобное. Вытянув у какой-то Мадины, студентки местного медицинского института, ее номер, он перешел к активным действиям:

– Любовь, как ты, где ты, чем занята?

– Я в Москве сейчас, на днях буду, привезу тебе подарки, скажи, что тебе нужно, любовь.

Девушка таяла, веря ему, и щебетала, щебетала, щебетала в ответ.

Он не переставал поиск в «Одноклассниках», повторяя минимум трем девушкам: «Мая любов, как дила?» Тех, кто не принимал его ухаживаний, он тут же посылал на три буквы.

Мадина спрашивала:

– Когда же увидимся?

– Скоро, любовь, у меня будет командировка домой, обязательно увидимся.

– Я так хочу тебя видеть…

В один день он сказал ей:

– Любовь, я завтра буду в городе. В два часа выйди из института, я к тебе подъеду, увидимся.

Он послал младшего брата на этой же машине, чтобы тот рассмотрел ее, вдруг она выставила ненастоящую фотографию.

Брат поехал в сторону института. Расул по одной трубке корректировал его движения, на другой трубке сидела Мадина. Когда машина была в метрах 30 от места встречи, его брат остановился, помахал Мадине рукой.

– Любовь, ты меня видишь? Ой, подожди секунду, мне звонят!

Через 15 секунд он позвонил ей снова:

– Любовь, меня срочно вызвали, я постараюсь позже подъехать. Прости, милая, потерпи чуть-чуть.

Брат подтвердил – да, на фотографии именно она. Боевые действия вспыхнули с новой силой.

– Али, посмотри, какие фотки она мне прислала!

Я взял трубку: на меня смотрела молодая девушка, совершенно голая.

К приезду «любови» Расул от нетерпения или для большего кайфа накурился до полного опупения

– Ты что, тебе не понравилась? Нет, ты посмотри, какая жопа! Она мне все-все показала!

Там было показано все… Во всевозможных ракурсах и позах.

Для того чтобы организовать встречу с ней, была придумана еще одна комбинация. Якобы Расул улетел в Москву, там совершенно случайно подрался и попал в тюрьму там же, его на месяц арестовали и в связи с кавказской пропиской отправили в лагерь сюда. Мадина легко клюнула на наживку.

Ее привез тот же самый брат. У нас есть специальные комнаты для длительных свиданий, с зарешеченными маленькими окнами у потолка и кроватями, занимающими почти всю площадь комнаты. Мы имеем право на длительное свидание не чаще одного раза в три месяца. А если ты хочешь получить свидание внеочередное, то плати. Если же на свидание приезжает не жена, то есть у нее нет отметки в паспорте или нет справки из мечети о махаре – мусульманском «загсе», плати вдвое больше. Расул имел в лагере свои льготы. Ему часто шли навстречу.

К приезду «любови» Расул от нетерпения или для большего кайфа накурился до полного опупения. Он еще не полностью пришел в себя даже на завтра к обеду:

– Али, ты представляешь, она меня изнасиловала! Это было что-то! Хотя я перебрал и не все помню… Блин, она опять звонит. Подними трубку и скажи, что я вышел и телефон оставил. Достала!

Мадина была использована и отброшена, как грязный носок.

Любовная лихорадка, любовные перипетии и волнения – это постоянный фон жизни лагеря. В тот же вечер, когда у Расула увяла «любовь», шум-гам начался в нашем  бараке среди мужиков.

«Зайка»

Ибрагим Магомедов – 40-летний «крокодильщик» с небольшим стажем, только что вышел с кичи (карцера). Попал он туда во время утренней проверки, когда  к нему начал докапываться отрядной:

– Магомедов, почему вышел на проверку небритым?

– Да побреюсь я к вечерней проверке!

– Ты уже неделю так ходишь! Ты хочешь проблем? Ты их получишь! Ну-ка, давай иди на вахту!

– Мага, оставь да!

Отрядной – лейтенант, мальчишка чуть ли не вдвое моложе Ибрагима – начал наезжать!

– Какой я тебе Мага, ну-ка, не усугубляй, на вахту! Я тебе ясно сказал!

Вмешался смотрящий за бараком с громкой кличкой  Зевс:

– Мага, оставь мужика в покое, побреется он, что ты тут людей напрягаешь!

– Я тебя напрягу, – завизжал Мага, – ты тоже вместе с ним пойдешь!

– Посмотрим, кто и куда пойдет, – спокойно ответил Зевс.

– Что за шум, кто тут жопу морщит, – подходя крикнул замполит.

– Арсен Алиевич, вот Магомедов уже неделю не бреется, а завтра строевой смотр, он понимать не хочет, и Зевс его прикрывает! – скороговоркой заверещал Мага. Он приехал сюда после какого-то училища в России, заключенных до нашего лагеря не видел и побаивался своих, так сказать, подопечных. Там, где мог, он исподтишка делал подлости, а когда появлялось начальство, бесстрашно жаловался на зэков.

Замполит не стал говорить с зэками, подозвал двух контролеров:

– Так, вот этого на вахту!

Контролеры умело выжали Ибрагима из строя и потянули за собой.

– Руки убери, – заворчал Ибрагим, пытаясь оторваться от контролеров и скрыться в строю отряда, стоящего по соседству, чтобы скинуть кому-нибудь телефон.

На проверке отряды выстраиваются справа и слева от центра плаца – шесть отрядов справа и шесть слева, места построения выделены на дряхлом асфальте белой краской, между отрядами тоже есть широкие промежутки. И зэк, отправленный на вахту, проходит мимо всех отрядов. И если у него что-то есть с собой, он под крики конвоиров ныряет в отряд справа или слева и сбрасывает запрещенное кому-нибудь. Потом в зависимости от обстоятельств контролеры вылавливают его из массы зэков под их угрюмые крики, свист и улюлюканье и препровождают на вахту или, если сопротивление в отряде слишком бурное, оставляют зэка в покое, бурча: «Ничего, мы фамилию знаем, потом выловим».

Контролеры догадались, что у Ибрагима с собой что-то есть из запрещенного, и, не дав ему свернуть, провели его на вахту. Там режимники быстро обыскали его, нашли телефон и отправили в карцер. Десять дней он провел там в разговорах, в игре в карты, в бесконечных чаепитиях.

Ибрагим вернулся, постирался, отмылся в бане и уже после ужина начал искать для себя новую трубку. Самый дешевый телефон Nokia с фонариком, который тут так и называют «фонарик», обиженные обещали организовать завтра. Стоимость любого товара на зоне прямо зависит от того, как ты платишь. Платежные системы две – наличная, что очень проблематично, так как хождение живых денег на зоне запрещено, и безналичная – платежи осуществляются на телефон. Но безналичная стоит на 50% дороже наличной. То есть если фонарик ты можешь взять наличными за 1 500 рублей, то, если у тебя нет нала, надо перечислить на номер, указанный продавцом, 2 250 рублей.

Минут через десять  избитого и окровавленного Махмуда выволокли за руку из общей хаты и бросили на заплеванный пол коридора.

Телефоны на зону попадают разными путями – перекидом или через «ноги». «Ноги» – кто-то из охранников, который проносит запрет в лагерь за хорошую мзду.  Телефона пока не было, и Ибрагим взял трубку у своего соседа Махмуда. Не знаю, что там произошло, Ибрагим закричал:

– Ах ты, сука, – и рванулся с кулаками на Махмуда. Он успел только пару раз ударить его в лицо, тот слабо лягнул Ибрагима в ответ. Мы их растащили по углам.

– Что за кипиш, мужики, чего не поделили, – вразвалку подвалил смотрящий седьмого барака Зевс.– Не твое дело, я сам разберусь, пустите меня, – рвался Ибрагим.

После долгих препирательств и криков Ибрагима увели в секцию к смотрящему. Минут через 15 оттуда выскочил малец блатных Грек и поманил Махмуда пальцем.

– Ты что творишь, гад? – Зевс пристально смотрел на прячущего глаза Махмуда. – Ты, бл.., в глаза мне смотри!

– Я ничего не сделал, это ошибка какая-то! – заикаясь, ответил Махмуд.

– Ах, ошибка?! Ты знаешь, куда загоняют за такие ошибки? В хромоту хочешь?! Да я тебя ушатаю так, что забудешь, кто ты есть!

Зевс ударил Махмуда коротким тычком в солнечное сплетение, тот, беззвучно пытаясь проглотить воздух, согнулся.

– Подкнитьте-ка его хорошенько, пацаны, не хочу руки марать. Где тут табуретка?

Минут через десять  избитого и окровавленного Махмуда выволокли за руку из общей хаты и бросили на заплеванный пол коридора.

Позже все выяснилось. Когда Ибрагим взял трубку у своего семейника Махмуда, он набрал номер своей жены. И вдруг на экране чужого телефона высветилось «Зайка»…

Часто бывает, что люди, живущие в одном проходе или в одной секции – «семейники», одалживают друг другу телефон. Кончились у тебя единицы – берешь трубку у семейника и скидываешь «гниду» (гудок с тем, чтобы тот, кто тебе нужен, перезвонил и деньги у семейника не списывались). Отмели у тебя телефон – тоже одалживаешь трубку и ищешь варианты, как «затянуть» новую.

Естественно, Махмуд не раз звонил с номера Ибрагима и наоборот. В какой момент Махмуд сохранил у себя номер жены семейника – бог весть. Но когда Ибрагим был на киче, Махмуд довольно активно наводил мосты с чужой женой. Ибрагим, увидев вместо номера своей жены слово «Зайка», неожиданно почувствовал, как у него прорезаются рога. За такое обычно, долго не разбираясь, загоняют в «хромоту».

«Хромотой» в лагере называют тех, кто работает в столовой и в бане: поваров, мойщиков посуды, хлеборезов, разносчиков пищи в столовой (баландеров и «старшин», или «кормильцев») – тех, кто работает на блатных.  Хромота пашет день и ночь: готовит, моет, убирает, стирает, «поднимает» продукты в бараки – приносит хлеб. Они могут жить среди мужиков, но мужики их гоняют по каким-то своим делам, шпыняют и относятся к хромоте с пренебрежением. В тюрьмах хромота живет отдельно от мужиков, и ее называют «хозбандой».

Это, по тюремной иерархии, предпоследний, еще не самый нижний уровень. Последние, самые бесправные – это уже «обиженные». В хромоту загоняют тех, кто на воле служил в охране или не дай бог в милиции, тех, кто так или иначе проявил себя уже тут в лагере: украл что-то у зэка, где-то повел себя неадекватно, обманул заключенного, пообещал что-то серьезное и не сделал.

Махмуд в хромоту не попал. Как он договорился? Кто за него попросил – я не знаю, да и не важно это. Попал на следующий день в хромоту другой мужик – Дауд, который вращался среди блатных в шестом отряде.

Продолжение следует…

0


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Без политики » Записки из кавказской тюрьмы