Второй рассказ Лобкова о ХАБАДе - в чем секрет скромного обаяния Шнеерсонов?

РАССКАЗ О ВСЕЛЕНИИ РЕБЕ ЙОСЕФА ИЦХАКА ШНЕЕРСОНА В НОВУЮ КВАРТИРУ
(из цикла «Хасидские легенды»)

Квартирный вопрос только испортил их.
М. Булгаков

Дом над Невою
купить бы я рад...
Да не захочет
продать Ленинград!
С.Маршак

Полагаю, было бы неверным считать ребе Ицхака Йосефа Шнеерсона первым лицом Ленинграда в 1924–1926 годах. Но то, что в Ленинграде никому не удавалось причинить ему неприятности в этот период, – несомненно. В центре только что получившей новое имя северной столицы, на улице Моховой в доме № 22 в огромную квартиру № 12 вселяется семья раввина, приехавшего из Ростова на Дону. Может быть, жители США или Южной Африки не увидят в этом факте ничего необычного. Но мы-то советские люди…
Надо сказать, что из Ростова-на-Дону ребе уехал не по собственному хотению. Ростовская милиция попросила его больше не причинять ей беспокойства. Это было в марте 1924 года, а уже в июне дружная семья ребе осчастливила своим прибытием колыбель революции.
Как обстояли дела с жилплощадью в Ленинграде 1920-х годов? А обстояли они так: Ленинград после революции надолго стал городом коммунальных квартир. Многие профессора, знаменитые писатели и художники, старшие офицеры, директора учреждений проживают в коммунальных квартирах. Маленькая, но отдельная квартира является предметом всеобщей зависти. Рынок жилья отсутствовал, жилье не покупалось и не арендовалось – жилье раcпределялось. Очереди длиною в жизнь… «Площадь» предоставляет жилтоварищество в соответствии с заслугами, в крайне малочисленных отдельных квартирах наслаждаются уютом и тишиной академики, военачальники, советские сановники, иностранные дипломаты. Чем выше статус жилья – тем выше статус его распорядителей. Какую-либо «жилплощадь» можно было получить у председателя жилтоварищества Швондера, но «элитные» квартиры, как у ребе, распределял тот человек, которому профессор Преображенский жаловался на «жилтоварищей». За «жилплощадь» идут непрестанные конфликты: на счастливчиков, имеющих «излишки», менее удачливые соседи доносят фининспектору, участковому и куда только можно. Быт коммуналок описали поэты от Маяковского до Высоцкого, он послужил основой для создания классических произведений Зощенко, Ильфа и Петрова и пр. Ленинград – прекрасный город, но сможет ли получить семья ребе ордер хотя бы на вселение в «общежитие имени Семашко»? Да и в постановке на очередь ему могут отказать, как служителю культа.
Происходит чудо, которыми преисполнена жизнь ребе. С Б-жьей помощью Красный Питер, вне всяких очередей и списков, предоставляет квартиру, как у Айседоры Дункан, в прекрасном доме престижного района семейству раввина, бежавшего из Ростова в связи с конфликтом с тамошней милицией. Но, может быть, для трудящихся раввинов существовала «обкомовская бронь»? За особые заслуги перед советской властью... Может быть, святой отец партийный?..
Увы, ребе Йосефа Ицхака по тогдашним критериям скорее можно причислить к тунеядцам, чем к трудовому элементу. «Легализация» его нисколько не волнует. Он не притворяется инвалидом, многодетным, кустарем-одиночкой – вообще не маскируется. Конечно, были красные купцы, нэпманы, которые давали взятки, прописывали липовых родственников и пр. Но они в 1924 году еще не считались контрреволюционными элементами.
Ребе Йосеф Ицхак - контрреволюционер открытый и деятельный. В синагоге он не служит, зарегистрированной общины, как и официальных доходов, не имеет, числится председателем нигде не зарегистрированного самопровозглашенного «Комитета раввинов». А синагога у него в гостиной, в которой, по воспоминаниям учеников, вмещалось человек 100–150. В тесноте, но не в обиде… Кстати, он не один такой, дочки и зятья также не трудоустроены, в квартире постоянно пребывают два-три «секретаря», которым деньги тоже Б-г посылает. Неформал. Официальные раввины стараются его избегать. Этот служитель культа не имеет никаких заслуг перед революцией. Более того, он не относится лояльно к власти трудящихся, а наоборот – ведет против нее систематическую открытую агитацию, переписывается с «религиозными организациями» за границей, нелегально получает деньги из зарубежных источников, налоги с этого «черного нала», естественно, платить не собирается. Деньги эти якобы тратит «на религиозное просвещение»: жертвователям рассказывает, что организует по всей стране неформальные «ешивы», «строит» миквы и синагоги, находящиеся на «конспиративных квартирах», платит жалованье самодеятельным раввинам и меламедам, шойхетам и моэлям. Но, может быть, это домыслы автора статьи?
Цитирую авторитетнейший источник: «Рассказывают, что только за первую половину 1927 года он открыл 600 еврейских школ! Но что значит «открыл»? Сначала власти школу закрывали – Ребе открывал новую где-нибудь в подвале. Через неделю комиссары Евсекции добирались до подвала – назавтра Ребе создавал школу уже на чердаке; ОГПУ арестовывало учителей – Ребе набирал новых…» (Б. Лазар) . Выходит по четыре школы ежедневно, ведь Ребе свято чтил субботы и праздники! Естественно, без бюрократических формальностей – регистрации, счетов и отчетов. Это делается в открытую. Что делается втайне – можно догадываться... Такие пустяки, как пропаганда национализма, расизма, уклонения от воинской обязанности, существенно не меняют картину, но делают ее рельефной. Повторяю, ребе живет не на лесной даче, а в пятистах метрах от Ленинградского ОГПУ.
Ни домком во главе с тов. Швондером, ни ленинградский пролетариат, ни наркомфин, ни питерские чекисты, ни евсекция РКП(б), ни соседи-антисемиты не в силах с ним справиться... Надо сказать, что реальные противники Ребе были только в еврейской среде. Не евреи боялись обвинений в антисемитизме (статья в 1920-х расстрельная). Большевистская евсекция и официальные раввины конфликтовали с Ребе по разным причинам. Главное – они понимали идиш (и иврит) и не опасались обвинений в антисемитизме. Кто же обеспечивал благополучие и спокойствие ребе в течение трех лет? И почему? Что за скрытые почитатели ребе были среди верхушки ленинградских (или московских?) большевиков? Фактическим диктатором Ленинграда был председатель исполкома Коминтерна Г. Зиновьев. Главный интернационалист-атеист и виднейший еврейский религиозный националист два года вполне мирно уживались в нескольких кварталах друг от друга... Впрочем, не совсем так. Советская власть «не замечала» ребе, а он (см. выше). Ребе, конечно, величина мирового значения...
Не имею сведений о том, шантажировал ли он своих покровителей: «Я прекращаю молитвы в Ленинграде и вообще в России, ключи могу передать Швондеру. Пусть он молится».
Ребе Йосеф-Ицхак арестован вскоре после отстранения тов. Зиновьева от власти в Ленинграде. Григорий Евсеевич оставил о себе недобрую память массовыми расстрелами в 1919–1921 годах, -казалось бы, земля должна гореть под ногами врагов советской власти. И действительно, какие-нибудь бывшие кадеты, юнкера не успевали похвастать членством в ужасно законспирированной организации, как попадали в Шпалерную тюрьму. В то же время для серьезных резидентов иностранных спецслужб в Ленинграде был установлен «режим наибольшего благоприятствования».
Товарищ Зиновьев сохранил с детских лет почтение к религии и религиозным авторитетам? Его позиция по отношению к (иудейской) религии отличалась от общепартийной? Не слыхал... Материальный интерес маловероятен... Брать взятки от контрреволюционного раввина – глупо и опасно... Видимо, ребе чем-то «держал» руководителей ленинградского обкома. А ведь это было непросто. Руководители ленинградского обкома располагали достаточными средствами для того, чтобы пресечь общественную активность ребе, но не воспользовались ими. Насколько серьезными были атаки на ребе и его окружение со стороны маломощной ленинградской евсекции? – трудно сказать. Тем не менее, пока ленинградскими большевиками руководил тов. Зиновьев, никто и не пытался остановить богоугодную деятельность ребе. Ребе Шнерсон, по-видимому, располагал очень серьезными сведениями о революционном прошлом тов. Зиновьева. Не каким-нибудь липовым «письмом Зиновьева», а настоящими, убойными.
Кстати, а что представляла собой эта грозная евсекция? Авторитетным и властным учреждением она никогда не была, видные партийные деятели еврейского происхождения в ней не состояли. Ее задачи – пропаганда марксизма-ленинизма среди еврейских низов, не владеющих русским языком, а также контроль над поведением этой группы населения, в частности, недопущение различных видов контрреволюционной агитации на еврейских языках.
Лето 1927 года. Обострение международной обстановки. Угроза войны. Убийство полпреда СССР в Польше Войкова 7 июня. В тот же день - взрыв в Центральном партийном клубе на Мойке, 59. 10 июня газета «Правда» сообщила о приговоре к расстрелу 14 бывших белогвардейцев и 6 английских шпионов. В это суровое время (15 июня) происходит арест ребе. Естественно, на таком фоне любое наказание, кроме высшей меры, казалось не соответствующим его значению. Арест ребе произошел вскоре после смены ленинградского руководства (полагаю, это чистое совпадение). Новому руководителю Ленинграда С. М. Кирову были безразличны заслуги ребе перед еврейской религией и народом. А у ребе не оказалось материала, способного охладить рвение тов. Кирова. И товарищ Киров, если бы не заступничество еще более высокопоставленных товарищей, несомненно, надолго отправил бы ребе Йосефа Ицхака в холодные края. «Но события развивались по совершенно неожиданному сценарию: две недели в тюрьме, потом смягчение приговора на ссылку, 10 дней в ссылке – и освобождение. Если уж сама подобная динамика была на грани чуда – с миллионами людей происходило наоборот: сперва ссылка, затем тюрьма, лагерь и смерть,- то быстрота развития событий выглядела для советской бюрократии явлением совершено уникальным и неповторимым» (Б. Лазар). Позднее мы увидим совершенно уникальное и неповторимое отношение к ребе со стороны бюрократии других великих держав.
Надо сказать, что советские хабадники восстания не подняли, и Шпалерную тюрьму не пикетировали. Заступались за вождя Хабада представители советских и иностранных структур, в том числе нелюбимых им сионистских и реформистских...
Политический Красный Крест. Об этой общественной организации написано незаслуженно мало. Общественники, но в отличие от «организаций», подконтрольных Ребе, существуют вполне легально. Имеют помещение в центре Москвы, бюджет, печать. Кем финансируются, кому подчиняются? Не будем отвлекаться. Правозащитная благотворительная организация. Систематически помогала, в частности, сионистам. Добивалась от властей, чтобы они тюрьму и ссылку для сионистов заменяли высылкой в Палестину. Что общего между православной Екатериной Пешковой и сионистами? Общего – ее заместитель Михаил Винавер. Проще всего было объявить ребе сионистом, но идейным сионистом он не был. Как раз наоборот. Ребе – политзаключенный? Много мы знаем случаев высылки в «свободный мир»? Почему в поддержку ребе выступили западные политики? Тогда 20 человек расстреляли в демонстрационных целях, однако ни мировая прогрессивная общественность, ни политический Красный Крест и не подумали за кого-то из них заступаться.
Почему же сталинский режим столько времени терпел правозащитную организацию в центре Москвы? Полагаю, что политический Красный Крест просуществовал до 1937 года не благодаря громадному авторитету и широким связям Е. Пешковой, а благодаря ее бывшему (а юридически – настоящему) мужу. В 1927 году вступила в завершающую стадию кампания по возвращению Максима Горького в СССР. Правительство СССР предпочло не конфликтовать с классиком.
Интересно, что даже в антирелигиозной прессе 1920-х ребе характеризовали не как «контрреволюционера», а как «проходимца».
Из сравнительно холодных костромских лесов Ребе очень скоро переехал в малаховские. Тем не менее, к осени 1927 года выяснилось, что СССР стал тесноват для проявления талантов ребе Йосефа-Ицхака. Ему потребовалось развернуться в мировом масштабе...

2010-2012
Пишет israel_shamir (israel_shamir)