ВВП мало кто понял...
13 мар, 2013 в 14:32
журналист, АЛЕКСАНДР ЖИЛИН
"Набиуллина во главе ЦБ – это более серьезный удар по Путину, чем любая Болотная площадь"
Владимир Путин вчера вечером назвал своего кандидата на пост главы Центрального Банка РФ – преемником Сергея Игнатьева должна стать бывший министр экономического развития, а ныне помощник президента РФ Эльвира Набиуллина. Об этом Путин сообщил на встрече в Ново-Огарево. Сама госпожа Набиуллина предложила нынешнему председателю ЦБ РФ Сергею Игнатьеву после ухода с поста остаться в Банке России на должности советника главы.
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин|Фото:izbrannoe.ru
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин рассказал, почему, по его мнению, Эльвира Набиуллина может серьезно подорвать позиции Путина и открыть дорогу к власти либеральному клану, а также предположил, что сейчас в Центробанке появится "круг любимчиков".
Вопрос: Путин обещал "неожиданную" кандидатуру на пост главы ЦБ. Набиуллина – неожиданная кандидатура? Если да, то для кого?
Михаил Делягин: Я думаю, что она "неожиданная" кандидатура для банковского сообщества, поскольку оно привыкло, что Банком России руководит человек, имеющий какое-то отношение к банковской системе. Даже Игнатьев, который никогда не работал в банках, был замминистра экономики, в том числе по кредитным организациям. Самое главное, что Игнатьев пришел после Геращенко, когда в Банке России был очень большой слой профессионалов, и ему было на кого опереться. А поскольку за последнее время количество профессионалов там сократилось, то логично было предположить, что это будет компенсировано назначением профессионала. Тем более, что таковые в списках были. Например, Улюкаев, при всех его недостатках, все-таки первый зампред Банка России, многолетний. Вьюгин был первым зампредом ЦБ и регулировал финансовые рынки. Задорнов просто руководит банком ВТБ-24 и т.д. Я думаю, что Набиуллина – это неожиданное назначение именно для банковского сообщества.
Вопрос: В таком случае, для кого назначение стало ожидаемым? Например, в Высшей школе экономики, наверное, довольны таким назначением.
Михаил Делягин: Для сообщества канцелярского это не неожиданность, потому что она (Набиуллина, - прим. Накануне.RU), скажем так, вызывала очень сильные эмоции в свой адрес в администрации президента, и для многих торчала там, как "кость в горле". Желание куда-нибудь ее "спихнуть", пусть даже это будет повышение, было очень сильным.
Замечу, что Банк России, который обладает очень серьезной собственной научной базой, вероятно, резко сократит опору на эту базу и начнет давать большие заказы Высшей школе экономики (мужем Набиуллиной является ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, - прим. Накануне.RU). Это, безусловно. Так что людям, которые привыкли заниматься "интеллектуальной обслугой" Банка России, стоит задуматься, как бы побыстрее перебежать в ВШЭ, или найти себе новые контракты.
Вопрос: Вокруг должности главы ЦБ в последние месяцы было сломано много копий. Если объективно, действительно ли Набиуллина будет так уж плоха на этом посту по сравнению с предыдущими главами ЦБ?
Михаил Делягин: Если сравнивать с Геращенко… Хотя сравнивать ее с Геращенко нельзя, потому что он – профессиональный банкир, и он понимает, что он делает. Поэтому буду сравнивать с Игнатьевым.
Игнатьев к банковской системе имел достаточно слабое отношение, но он все равно ее понимал. Кроме того, он очень аккуратный, спокойный и взвешенный человек, который тщательно продумывает все свои действия. Он делал глупости, но не очень много. Хотя порой они были фатальные, как, скажем, более чем двухмесячное отсутствие реакции на банковский кризис в 2004 году, который вызвал огромные проблемы для российской экономики. Или чудовищная пассивность в 2008 году, когда российскую банковскую систему в ночь с четверга на пятницу спасал Минфин, а не Банк России. Потому что было ясно, что в пятницу утром спасать уже будет нечего. Я имею в виду ночь с 15 на 16 сентября 2008 года. За этими двумя исключениями, серьезных претензий к Игнатьеву нет. И на всех своих предыдущих местах он служил добросовестно, и, безусловно, является честным человеком. Госпожа Набиуллина, насколько я припоминаю (я общался с ней с 1997 по 2003 годы), не производила впечатления ответственного, компетентного и уравновешенного человека. Поэтому назначение такого человека на должность, которая требует строго противоположных качеств, безусловно, создает системные риски. Хотя не сомневаюсь, что в Банке России, как и в других организациях, да и во всех других человеческих коллективах, есть мазохисты. Вот им понравится.
Вопрос: Как вы считаете, кому, в первую очередь, выгодно назначение Набиуллиной?
Михаил Делягин: Представителям либерального клана, в частности представителям группы Кудрина, потому что Кудрин сам закрыл для себя возможность назначения на эту должность, а Набиуллина – это человек, полностью управляемый либеральным кланом. Примерно так же, как Игнатьев в свое время был управляем Кудриным. С другой стороны, в силу своих специфических качеств, она может серьезно усугубить экономический кризис, тем самым подорвав позиции Путина и открыв дорогу к власти для либерального клана. Надо сказать, что Набиуллина во главе ЦБ – это более серьезный удар по Путину, чем любая Болотная площадь, любой проспект Сахарова и т.д.
Вопрос: Что будет с идеей создания на базе ЦБ мегарегулятора через присоединение ФСФР?
Михаил Делягин: Перед назначением Набиуллиной была идея, что Банк России поглотит Федеральную службу финансовых рынков. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы создать на базе ЦБ мегарегулятор, и этот мегарегулятор будет подчинен правительству, и таким образом Банк России будет вновь, как это было в короткое время при Примакове, по сути дела, возвращен под прямой оперативный контроль правительства. В последнее время эта идея трансформировалась в то, что ЦБ наоборот, "отгрызает" у правительства ФСФР, как бы "забирает ее под свое крыло", сам не подчиняясь правительству. Но поскольку Набиуллина в аппаратном плане человек крайне слабый, то после ее назначения здесь возникла некая неопределенность.
Вопрос: Чего ждать самому Центробанку и его аппарату от назначения?
Михаил Делягин: Я сомневаюсь, что в ЦБ после ее назначения начнутся какие-то сокращения, перестановки или увольнения. Безусловно то, что изменится формат работы. Игнатьев - человек разумный, хорошо его помню по 1996-1997 годам, да и позднее мы пересекались, я у него работал даже одно время. Это очень достойный человек, как руководитель, и очень приятно быть его подчиненным. А госпожа Набиуллина, как я думаю, создаст в ЦБ "круг любимчиков". В Банке России такого никогда не было. Такого не было при Геращенко, этого не было даже при Дубинине, потому что реально тогда ЦБ управлял Олег Сашенко, а он как руководитель вполне нормальный человек. Этого не было тем более при Игнатьеве, когда было несколько группировок, которые друг друга "грызли", но при этом все было нормально. Сейчас же, я думаю, такой круг любимчиков появится. Причем это будет реальность, к которой нынешний состав ЦБ не готов, потому что не знает, что так возможно. Но они узнают.
Валентин Катасонов, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства|Фото: rusinst.ruНазначение Набиуллиной фактически ставит крест на реформе ЦБ. А его курс определенно нужно менять, уверен доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
- С моей точки зрения, политика Центрального банка является деструктивной. В лучшем случае, это была политика полного бездействия, мягко выражаясь, а в общем она была деструктивной, потому что Центробанк продолжал бубнить насчет того, что "инфляция (борьба с инфляцией, - прим. Накануне.RU) – это главная цель политики ЦБ". На самом деле, сжимая денежную массу, Центробанк тем самым душил российскую экономику. Сжатие денежной массы приводило к тому, что деньги становились все дороже, дороже становилось обслуживание кредитов, полученных предприятиями в реальном секторе экономики – в некоторых отраслях это на сегодняшний день основная компонента издержек производства, об этом почему-то вообще никто не говорит. Чем дороже деньги, тем больше издержки, чем больше издержки, тем выше цены. Это очень распространенный миф, что "надо бороться с инфляцией сжатием денежной массы". Но это примерно то же самое, что сказать, что надо минимизировать количество гемоглобина в крови. Гемоглобина должно быть нормальное количество.
Центральный банк в нынешнем виде – это не Центральный банк, а валютный обменник. Такие институты называются Currency board, то есть валютное правление. Формально, конечно, сейчас появилось какое-то рефинансирование у ЦБ, но это очень короткие деньги, которые выдаются всего на несколько дней, и на эти деньги нельзя проводить ни индустриализацию, ни серьезную инвестиционную политику. У Currency board своей политики быть просто не может. Этот институт плывет по волнам мировых финансов. Если увеличиваются золотовалютные резервы Центрального банка, значит увеличивается и рублевая масса. А резервы зависят от двух факторов – от цен на "черное золото" на мировом рынке и от притока-оттока иностранных инвестиций. А мы этими процессами не управляем, поэтому создается иллюзия, что ЦБ чем-то управляет. Ничем он не управляет! Руководство ЦБ занимается, извините, психотерапевтическими сеансами: мол, мы что-то делаем, что-то изменяем, проводим какую-то политику.