08 марта 2013 Семён Уралов
Умереть на посту — это непозволительная роскошь для главы государства. Политика в 21 веке стала зоной комфорта — бывшие президенты представляют собой образцы почтенной старости. Маячащая время от времени тень Михаила Горбачёва — лучшее тому подтверждение.
Политика постмодерна перестала дарить народам героев. И дело не в отсутствии ярких личностей. Они есть всегда и везде. Возьмите, к примеру, последние выборы в Италии — партия актера-комика получила 25%.
Очень яркая личность — очень яркий результат. Но не герой.
Думаю, дело в том, что с крушением СССР в мировой политике наступило молчаливое согласие. Мол, сверхдержава одна — все остальное периферия.
И на этой периферии каждый борется за свое место под солнцем : Сербия против Хорватии, Венесуэла против Колумбии, Узбекистан против Киргизии, Индия против Пакистана и так далее.
И вот тут возникает герой — Уго Чавес. Странный парень из Венесуэлы — десантник с каменным лицом — который всего за 10 лет проходит карьеру от зэка до президента страны.
Причем в нашем постсоветском случае интересно то, что феномен Уго Чавеса разворачивался вопреки историческому отступлению России. Мы здесь оставляли плацдарм за плацдармом : раскол Югославии, гражданские войны в Чечне и Таджикистане, цветные революции по периметру.
И вот пока у нас здесь полный хаос, где-то там, далеко, в какой-то Венесуэле, есть странный парень в красной рубахе и с суровым лицом — и он одерживает победу за победой. Пусть эти победы локальные.
Но, с другой стороны, выгнать нефтяные компании США с месторождений Венесуэлы — это не просто указ подписать. За такие решения в Латинской Америке президентов обычно убивают.
Биография Уго Чавеса увлекательна — таких людей сейчас выпускают очень редко. В нашем случае интересует именно «русский» аспект Уго Чавеса.
То, как он понимал роль России в своем деле.
И свою роль в деле России.
Уго Чавес был не просто борцом с корпоративным империализмом США и социалистом. По его утверждениям, он был в первую очередь боливарианцем. Это сугубо латиноамериканское идеологическое течение, которое апеллирует к образу и идеям Симона Боливара. Боливар, в свою очередь, -- это реальный политик, которому удалось, пусть и на короткое десятилетие, создать в Латинской Америке конфедерацию, союз государств.
Все остальное время государства Латинской Америки живут в сменяющемся один за другим политическом кризисе.
Вся политическая дискуссия в государствах Латинской Америки сводится к тому, как лучше занять место под солнцем в своей зоне периферии. Либералов контролируют корпорации Техаса, а консерваторы традиционно ориентируются на Нью-Йорк. Политический класс Латиноамериканской Периферии — это еще те упыри.
Именно общий уровень политического класса Латинской Америки приводит к парадоксам, когда наркобарон становится борцом за народное счастье.
И вот если смотреть на происходящее в Латинской Америке глазами классической политологии — как на борьбу парламентских партий, олигархических группировок и так далее — то, вероятно, никакого выхода, кроме как отдавать территории в управления корпорациям, и не существует.
Но есть и другой взгляд на политику Латинской Америки.
Боливарианство выдвигает приоритет объединения государств Южной и Латинской Америки в конфедерацию либо союз. Соответственно, все политические кризисы на местах являются ничем иным, как центробежными явлениями, из-за которых объединение не может произойти.
Все остальное в образе Чавеса является вторичным — социалист, десантник, католик, индеец. Важно лишь одно — это образ идей Симона Боливара о приоритетности нового Союза.
Если посмотреть на Уго Чавеса глазами наших, евразийских реалий, то он был президентом незалежной Тюмении — небольшой республики, богатой запасами нефти и газа. По соседству находилась не менее независимая Уральская республика, где в горах окопались марксисты и которым слал помощь президент независимой Тюмении Уго Чавес. И так далее и тому подобное.
Уго Чавес родился и вырос в условиях тотальной Смуты.
Поэтому Россия для Чавеса была не просто союзником. Россия для боливарианца - это и есть та самая Великая Боливия, которую и завещал Симон Боливар. Союз, преодолевший Смуту.
Россия и будущий Евразийский союз для Латинской Америки - это безусловный образец для подражания. Мы недооцениваем роль и место символов политике. Чем стремительнее будет интеграция у нас, в Евразии, тем более убедительными будут идеи боливарианцев в Латинской Америке. Потому что Уго Чавес, может быть, и умер — но боливарианство остаётся. Следовательно, востребованы и образы, наилучшим образом иллюстрирующие эти идеи. Поэтому у нашего Союза нет никакого выбора, кроме как стать образцом для нового Уго Чавеса.
http://www.odnako.org/blogs/show_24363/