Мир интересен!

И это в очередной раз подтвердили
традиционные Дни физики
В последние дни весенних школьных каникул в Дубне ежегодно проходят Дни физики. Их организуют Межшкольный физико-математический факультатив, Учебно-научный центр ОИЯИ при поддержке Объединенного института.
Начались Дни физики в пятницу игрой "Что? Где? Когда?" в Универсальной библиотеке ОИЯИ, продолжились в выходные в Доме культуры "Мир". В субботу команды школьников Дубны, Москвы и Брянска демонстрировали зрелищные физические опыты и объясняли многочисленным зрителям, детям и взрослым их физическую суть. Одновременно младшие школьники проходили квантовый квест. Затем в большом зале ДК состоялось яркое физико-химическое шоу "В царстве низких температур", где интересные свойства не только жидкого азота, но и обыкновенной бытовой химии увлекательно продемонстрировали Д.К.Дряблов (ЛФВЭ) и А.Е.Злотникова (Музей истории науки и техники ОИЯИ). В воскресенье на математическом празднике интересные задачи увлеченно решали дети и взрослые, а записавшиеся заранее на мастер-классы учились основам оригами, 3D-моделирования, клеили из подручных материалов самолеты и строили ракеты, изучали магнетизм и даже готовились к полету на Марс.
Постоянно участвует в Днях физики вместе со своими школьниками И.Г.Осипенкова (преподаватель физики лицея №11): Дни физики - это всегда праздник, это всегда приподнятое настроение. Мы так устроены, что хотим познавать, и это же в наших детях: они еще наивные, у них такие открытые глаза, они на все смотрят с удивлением. Все эти эксперименты у них пробуждают интерес, и мы надеемся, что впоследствии они будут заниматься наукой - наукой о природе, на самом деле, наукой о нас с вами. Мы надеемся, что в нашем лагере физиков будет все больше таких активных ребят, которые сами демонстрируют для тех, кто помладше, свои экспонаты, интересные эксперименты. Я смотрю на ребят, которые приготовили эксперименты, - у них тоже горят глаза, они так увлеченно объясняют, научно, красиво, зажигают интерес у других. Это очень важно, что не мы, взрослые, а они сами увлекают друг друга.
Не первый раз приезжает на научный фестиваль со своими учениками Ю.В.Бобринев (Москва, лицей №1514): В Москве, если и есть какие-то аналогичные мероприятия, то они более официозные, а в Дубне все проходит по-семейному. Это особый вкус, шарм, приезжать сюда ребятам нравится не только потому, что здесь опыты интересные и потому что это ОИЯИ, а потому что здесь теплая атмосфера, участвуют дети и не только - от детского сада и до седых голов. А в этот раз, я считаю, все хорошо получается: вот стоит установка, ее демонстрирует наш выпускник Сергей Полторак (на снимке). Ему уже 35 лет, он инженер-физик, у него своя фирма. Он вместе с сыном построил эту установку, которая рисует красивые фигуры и пользуется большим успехом у публики. Это означает, что традиции продолжаются. Вообще, нельзя просто декларировать, что мы сейчас создадим науку, и создать ее. Ничего не получится. Надо начинать с малышей, а я видел, сюда чуть ли не с грудными приходят - они огромными глазами на все смотрят. С этого момента появляется интерес, желание заниматься наукой, любовь к науке. Понятно, что дело не в деньгах, а в том, что мир интересен, и здесь это можно увидеть и попробовать руками. А дальше захотеть делать самим, познавать и развиваться. Это старт, все остальное - дело техники.
Хочу еще сказать, что Дубна является отправной точкой очень многих интересных проектов. Например, мы у себя в школе проводим день физики по аналогии с вашим. А один из самых неожиданно получившихся проектов, который удалось реализовать с помощью ОИЯИ и Учебно-научного центра, - провести в ЦЕРН летнюю школу для девятиклассников. Она была абсолютно эксклюзивной - такую не проводили до нас, и, как я понимаю, не будут проводить после. Это стало возможным, потому что Станислав Здиславович Пакуляк принял самое активное, деятельное участие. А родилась идея школы на таких же днях физики здесь, в Дубне. Мы туда направили 12 человек, они в этом году заканчивают школу и, кстати, все поступают на физические специальности, - так что наши усилия были не зря. Многие хотели опять приехать сюда, но мы сказали, что поедут те, кто еще не бывал. А они станут студентами и уже волонтерами будут нам здесь помогать. Это начало, которое разрастается в огромное дело, и, действительно, люди выбирают профессию физика как свой жизненный путь, осознанно, но начинается все с такой яркой идеи.
Второй год приезжает со своими гимназистами Т.С.Казачкина (Брянск, гимназия №5): Мы были в МГУ на фестивале "Наука 0+" и от сотрудников, работавших на выставке ОИЯИ, узнали об этом мероприятии. В прошлом году мы участвовали впервые, в этом году приехали с новой командой - прошлогодние участники уже окончили школу. Сейчас приехали учащиеся 9-10-х классов. Мы готовились специально, искали, хотелось что-то интересное найти - и публике показать, и чтобы было самим интересно. Дети, пока готовили эксперимент с вращением электролита в магнитном поле, открыли для себя какие-то новые явления, новые знания, у нас созрела исследовательская работа: мы брали разные соли, кислоты, смотрели, как они себя ведут.
Учащийся физико-математического класса гимназии №5 Евгений Даниленко (Брянск): Я увлекаюсь физикой и мне очень интересно заниматься всеми этими опытами. Мы очень напрягались, чтобы придумать интересные опыты, - вроде, кажется, что они банальны, но на самом деле это невероятно сложно. В Брянске подобных мероприятий не проводится, для нас Дубна стала открытием. Сегодня я здесь увидел много интересного, никогда ничего подобного не видел, я просто в восторге от всего происходящего. Думаю, детям здесь очень интересно!
Свою команду из учащихся подготовительных курсов для школьников в Учебно-научном центре возглавил И.А.Ломаченков (УНЦ ОИЯИ): Сегодня мы представили довольно сложную установку, демонстрирующую воздействие звука на струю воды. В ней эффект зависит и от частоты звука, и от частоты света, и иногда я к ребятам подхожу, консультирую, а так они все сами показывают, рассказывают. В этом году мы много новых экспериментов показываем, вот "Попрыгунчик" удивляет ребят и некоторые другие опыты с поверхностным натяжением.
Наверное, в основе будущего интереса лежит удивление. Если оно есть, то эта мотивация может в итоге привести к тому, что ребенок увлечется физикой. И не обязательно он станет профессиональным физиком, приложения могут быть самые разные. Ко мне подходили два студента МФТИ. Они в качестве промежуточной дипломной работы на третьем курсе выдвинули проект, который представляли, учась в 10-м классе, на нашей летней школе учителей физики. Проект интересный, в Физтехе они его защитили с успехом. Вот такое интересное развитие.
Я считаю, такая форма демонстрации физики, ее возможностей, в плане дальнейшей мотивации детей - очень удачна. Мы этим занимаемся уже на протяжении ряда лет, и я смотрю, что народу приходит все больше. Смотрите, здесь настоящий муравейник! В физике есть такое понятие - броуновское движение, вот сейчас его здесь можно наблюдать.
С самого начала в организации Дней физики участвует М.В.Жабицкий (ОИЯИ): Эти Дни физики мы проводим в пятый раз. В ОИЯИ в 1980-90-е для школьников из разных городов проводилась весенняя физматшкола, потом все это немного заглохло. А вдохновителем Дней физики стал Миша Нитишинский, первые фестивали проходили на одном энтузиазме. Сейчас энтузиазм не иссяк, но появился какой-то организационный опыт, мы определились с форматом, появились команды из других городов. В первый год мы пытались всё вместить в один день, а дети просто устают: ребенок посмотрел два-три часа эксперименты и уже устал, а впереди лекция или еще что-то, и батареек уже не хватает. Мы разнесли программу по времени: сегодня физика, завтра будет математика, но, в принципе, мы видим, что в оба дня приходят одни и те же ребята.
В этом году к нам приехали две команды школьников из Москвы, из лицеев №1514 и №1392, из Брянска, дубненские участники физматфакультатива. Школьники готовят эксперименты и показывают их школьникам, это немного отличается от привычных уроков, где взрослый показывает ребенку. А поскольку много зрителей 3-5-х классов, у которых физика еще впереди, им надо рассказать простыми словами, чтобы было понятно, и это полезно и для тех, кто объясняет. Еще мы в этом году проводим квест "Квантовая игра". Он посвящен 100-летию присуждения Нобелевской премии по физике Максу Планку за открытие квантовой природы света. Пять станций квеста представляют собой вводную часть, где ребятам объясняем некоторые серьезные вещи на популярном уровне, и затем они делают какой-то опыт. Например, с помощью 3D-очков смотрят, как на экране компьютера вращаются электронные орбитали. Или рассказываем про молекулу воды, почему она устроена именно так и где это используется. Ведь микроволновка, которая стоит у всех дома, использует дипольность молекулы воды. Есть такая шутка: чем лучше вы знаете физику, тем меньше чудес в жизни. Для чего мы все это делаем - чтобы у ребят появился интерес. Сейчас количество часов физики в школе сократилось, и во многих школах физика сводится к получению навыка решения типовых задач. Физика - экспериментальная наука, если посмотреть определение в энциклопедии, а экспериментов в школе сейчас нет, получается, она сводится к решению математических задач.
ОИЯИ сейчас поддерживает несколько направлений дополнительного бесплатного школьного образования. В первую очередь, это межшкольный физико-математический факультатив при УНЦ, где можно заниматься физикой, математикой, а также экспериментальной физикой - с И.Г.Осипенковой на базе школы №11 и с И.А.Ломаченковым в специально оборудованном классе в УНЦ. Есть направление, поддерживающее робототехнику. Занятия проходят в небольших группах, и здесь появляется еще один аспект: дети, чувствовавшие себя одинокими в классе, находят единомышленников, общаются, ездят в команде на олимпиады, турниры.
Направлением "Робототехника" занимается П.Д.Ширков: Что бросилось в глаза по сравнению с прошлым годом - это смещение возрастного диапазона участников в более младшую группу. По крайней мере, сегодня на математическом празднике я вижу, в основном, начальную школу, максимум - пятый класс, в прошлом году были средние классы. Для нас это некоторые дополнительные сложности, поскольку не все задания адаптированы под начальную школу.
- Это, наверное, случайные флуктуации, которые не предугадаешь?
- У меня такое ощущение, что начальная школа стала проявлять больший интерес, а родители задумываются над тем, что будет происходить с детьми в основной школе. А те учащиеся средних классов, кто занимается в межшкольном факультативе, ходит к нам в центр "Пример", они сейчас взяли паузу, они и так в течение учебного года интенсивно занимаются. Старшеклассники здесь помогают, я вижу ребят из лицея "Дубна", 10-го класса гимназии №8. Они у нас участвуют в разных программах в течение года и пришли сюда помогать. Вот Никита Жабицкий проводит эксперимент. Конечно, хотелось бы видеть больше ребят из среднего звена: 6-9-й классы. По-видимому, остальные дети танцуют и поют, - с этим у нас все хорошо, а вот с техническим творчеством - увы!
Мастер-класс "Марсоход" провел М.С.Нитишинский: Есть ряд образовательных программ, российских и американских, связанных с астрономией и космосом. Я использовал программу NASA, специально разработанную для школьников. Мне кажется, детям было интересно. Они узнали, что с помощью камней, которые валяются буквально у нас под ногами, можно получить много информации без сложных исследований. Такой проект готовится очень быстро, надеюсь, ребята что-то запомнили, они высказывали собственные идеи, как устроен Марс, некоторые вполне наукообразные.
- Вы не забыли про Дни физики, приехали в Дубну...
- Не забыл, с большим удовольствием участвую, всем рад и мне, вроде, тоже рады, так что было очень приятно увидеться.
- Вы успели посмотреть экспериментальные проекты детей?
- Есть несколько ребят, которые всегда какие-то искрометные вещи делали, в этом году они не все приехали, но, тем не менее, было много очень красивых, совершенно неожиданных экспериментов. Что касается наших дубненских ребят, они уже выросли, все умные, всё умеют, - это очень приятно.
Одним из участников математического праздника стал А.Ю.Верхеев (Объединение молодых ученых и специалистов ОИЯИ): В пятницу мы провели игру "Что? Где? Когда?" в Универсальной библиотеке ОИЯИ для ребят, которые приехали из Брянска, к ним присоединились ребята из дубненских школ. В организации игры, как всегда, участвовали Саша Фризен, Аня Богомолова, которые по образу взрослой игры провели детскую, со специально подобранными вопросами. Играли четыре команды, примерно 25 человек, всем, по-моему, понравилось.
А сегодня я участвую в математическом празднике, играем со всеми желающими в игру "Быки и коровы", которая оказалась для меня совершенно незнакомой, а здесь в нее играют все. Ребята все время подходят, играем, бывает забавно, когда некоторые с первого хода угадывают две цифры из трех.
Очередные Дни физики прошли с большим успехом и оставили, будем надеяться, яркий отпечаток в душе каждого ребенка, побывавшего на этом живом и познавательном фестивале науки. До новых встреч на Днях физики в будущем году!

Ольга ТАРАНТИНА,

--